https://i.imgur.com/dSMWASil.jpg
фото: vm.ru

Никола Пуссен (Nicolas Poussin). Французский художник. Один из основоположников живописи классицизма. Обладатель титула «Первый живописец короля» при дворе короля Людовика XIII.

Никола Пуссен родился 15 июня 1594 года в городе Лез-Андели, Франция. Талант к рисованию проявился у мальчика очень рано. Его первым учителем стал художник Кантен Варен из Амьена, вдохновивший молодого человека, и тот загорелся идеей стать знаменитым художником. В 1612 году юноша отправился пешком в Париж. Здесь Александр Кутуа, камердинер короля, предоставил молодому художнику возможность посещать королевскую коллекцию живописи.

    В 1622 году Пуссен получил первый в своей жизни заказ: написать серию картин из жизни только что канонизированных святых Игнатия Лойолы и Франциска Ксаверия. Картины заказаны парижской общиной иезуитов. Работы молодого художника оценил поэт Джованни Баттиста Марино и сразу же заказал Пуссену серию рисунков на мифологические сюжеты. Одиннадцать из этих рисунков уцелело и хранятся в Королевской библиотеке.

     В марте 1624 года, благодаря материальной поддержке Марино, Пуссен приехал в Рим. Многочисленные рисунки свидетельствуют о его огромном интересе к памятникам Древнего города. Ему принадлежит множество зарисовок античных рельефов, статуй и саркофагов. Сюжеты для своих картин Пуссен черпал в основном из древнеримской истории и христианской традиции.

     После смерти Марино, художник остался в Риме без поддержки и смог улучшить свои дела лишь после того, как нашел себе покровителей в лице кардинала Франческо Барберини и кавалера Кассиано дель-Поццо, для которого им написаны «Семь таинств». Благодаря серии этих превосходных картин, Пуссен в 1639 году приглашен кардиналом Ришелье для украшения Луврской галереи в Париж, где уже Людовик XIII возвел его в звание своего первого живописца.

     В Париже Пуссен много работал и имел огромное количество заказов. Однако, из-за этого у него появились и противники, в лице художников Симона Вуе, Брекьера и Филиппа Мерсье, которым составлял очень сильную конкуренцию. Особенно интриговала против него пользовавшаяся покровительством королевы школа Вуе.

     В результате, в 1642 году Пуссен вынужден покинуть Париж и вернуться в Рим, где и жил до самой своей смерти. Никола являлся величайшим и наиболее последовательным представителем классицизма в живописи XVII века. Особенно силен в пейзаже, которые проникнуты серьезным, меланхолическим настроением. Как исторический живописец, Пуссен обладал глубоким знанием рисунка и даром композиции. В рисунке отличался строгой выдержанностью стиля.

    Великий художник Никола Пуссен скончался 19 ноября 1665 года в Риме. Погребен на следующий день в церкви Сан-Лоренцо-ин-Лучина.

СЕМЬЯ НИКОЛЫ ПУССЕНА
Жена - Анн-Мари Дюге (брак с 1 сентября 1630). Венчался в церкви Сан-Лоренцо-ин-Лучина. Женившись, Пуссен остался жить в том же доме на улице Паолина, который занимал с середины 1620-х годов. Вместе с Пуссенами жил брат Анн-Мари Пуссен, Гаспар Дюге, будущий известный пейзажист, а с 1636 года и его младший брат Жан. Пуссен стал первым учителем Гаспара Дюге, который затем взял его фамилию. Несмотря на малое число свидетельств, можно сделать вывод, что брак Пуссена оказался удачным, хотя и бездетным.

ТВОРЧЕСТВО НИКОЛЫ ПУССЕНА
Картины

Аполлон и Дафна
Рождение Вакха
Отдых на пути в Египет
Смерть Сапфиры
Смерть Германики
Аркадские пастухи
Экстаз апостола Павла
Танкред и Эрминия
Пейзаж с Полифемом
Орфей и Эвридика
Никола Пуссен
Пейзаж с Пирамом и Фисбой
Живописная серия «Времена года»
Пейзаж с двумя нимфами
Похищение сабинянок
Вакханалия с лютнистками
Триумфальное шествие Нептуна
Пан и Сиринга
Триумфальное шествие Флоры
Пастухи Аркадии
Ринальдо и Армида
Вакханалия перед гермой Пана
Мидас и Вакх
Нарцисс и Эхо
Никола Пуссен
Кефал и Аврора
Христос и самарянка

ПАМЯТЬ О НИКОЛЕ ПУССЕНЕ
Памятники Пуссену стали устанавливать с первой половины XVIII века, по мере утверждения академизма и просвещенческого культа разума.

Кавалер д’Аженкур в 1728 году добился установки бюста Пуссена в Парижском Пантеоне.

Когда в 1782 году Пуссену установлен бюст в Риме, на постаменте помещена латинская надпись: «художнику-философу».

В революционной Франции в 1796 году отчеканена медаль с профилем Пуссена для награждения лучших учеников художественных школ.

Консерваторы XIX века, начиная от аббата Аркилье и Шатобриана, пытались, напротив, вернуть Пуссену ореол истинно христианского художника. Именно Шатобриан добился установки Пуссену роскошного надгробия в церкви Сан-Лоренцо-ин-Лучина.

В 1836 году, статую Пуссена установили во Французской академии наук.

Виктор Кузен рассматривал Пуссена в одном контексте с Эсташем Лесюэром и привязывал их к идеалу «христианского спиритуализма», ключом к которому являлся цикл «Семь таинств». В 1851 году по его инициативе поставлен памятник в Париже, причем на открытии епископ Эвре отслужил мессу. На малой родине художника, в Вийере, на месте предполагаемого дома его отца, установлен памятник Пуссену с подписью «Et in Arcadia ego».

Идея энциклопедической выставки Пуссена впервые отрефлексирована и реализована в СССР в 1955-1956 годах (Музеем изобразительных искусств и Эрмитажем). В 1960 году Лувром собраны и представлены все сохранившиеся произведения художника, что стало переломным моментом и в пуссеновской историографии. Луврской выставке предшествовал научный коллоквиум 1958 года (СССР на нем представлял М. В. Алпатов), материалы которого изданы в двух томах. В этом же издании Ж. Тюилье поместил полный свод документов XVII века, в которых упоминалось о Пуссене. Ж. Тюилье в дальнейшем подготовил полный научный каталог картин Пуссена. В данном каталоге сдвинута хронология многих произведений художника и опровергнута теория «поворота от человека к природе», поскольку к пейзажному жанру Пуссен обратился еще в 1630-е годы.

Со 2 апреля по 29 июня 2015 года в Лувре проходила выставка «Пуссен и Бог». Ее главной целью стал новый взгляд на религиозную живопись французского классика. Экспозиция приурочена к 350-летию кончины живописца, причем именно религиозная живопись оказалась за эти века наименее известным и одновременно самым пластичным видом его искусства, так как традиционно внимание исследователей привлечено его мифологемами и аллегориями. Вопрос о религиозности Пуссена также до конца не разрешен исследователями. На выставке было представлено 99 работ, в том числе 63 картины, 34 рисунка и 2 эстампа. Одной из главных целей кураторов выставки было оспаривание традиционных неостоических интерпретаций его творчества. Работы мастера были распределены по семи разделам: «римский католицизм», «Святое семейство», «патроны-иезуиты и друзья-католики», «предпочтение христианского провидения языческому фатуму», «образы Моисея и Христа в творчестве Пуссена» и, в конце, пейзажи.

Параллельно с выставкой Пуссена в Лувре проходила еще одна: «Изготовление сакральных образов. Рим-Париж, 1580-1660». Она включала 85 картин, скульптур и рисунков и создавала контекстуальный фон для выставки Пуссена.