https://i.imgur.com/PbOUAakl.jpg
фото: pinterest.ru

Альберто Сорди (итал. Alberto Sordi; 15 июня 1920, Рим — 24 февраля 2003, там же) — итальянский актёр и кинорежиссёр. Кавалер ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой» (1994). Наряду с Тото считается знаменитейшим из комиков итальянского кино.

Биография
Отец Сорди был учителем музыки. Альбертоне, как любовно называли актёра в Италии, родился в Риме, в простонародном квартале Трастевере. Уже в детском возрасте проявил склонность к театру и пению. С 1937 года работал статистом в киногородке Чинечитта, занимался дубляжом (до 1951). Его голосом в итальянских кинотеатрах говорили Оливер Харди, Брюс Беннетт, Энтони Куинн, Роберт Митчем. Кроме того, Сорди подвизался в мюзик-холле и снискал большой успех в качестве радиоведущего; с 1948 года выходила радиопередача «С вами говорит Альберто Сорди».

Первые опыты в кино
Долгое время Сорди исполнял эпизодические роли, включая небольшую роль студента в фильме Марио Сольдати и Фёдора Оцепа «Княжна Тараканова». Исключением стала картина Марио Маттоли «Три орлёнка» (1942), где Сорди сыграл одну из главных ролей. В 1952 году произошла знаменательная встреча актёра с Федерико Феллини. Сорди снялся в двух ранних картинах самого знаменитого из итальянских режиссёров: «Белый шейх» и «Маменькины сынки»; на этом их сотрудничество закончилось. Работа с режиссёром Стено помогла Сорди в полной мере проявить на экране свой талант комического актёра. Этапной в его творчестве стала картина Марио Моничелли «Большая война» (1959), где он сыграл никчёмного, но погибающего как герой солдата.

Мастер «комедии по-итальянски»
С возникновением на рубеже 1950—1960-х годов жанра «комедии по-итальянски» Альберто Сорди стал одним из основных исполнителей ролей «средних итальянцев», не во всем идеальных с нравственной точки зрения. Нередко Сорди сам участвовал в написании сценариев «комедий по-итальянски», а затем и сам взялся за режиссуру. Он участвовал в создании полутора сотен картин такого рода и девятнадцать поставил сам. Среди наиболее известных: «Вдовец» и «Трудная жизнь» Дино Ризи, «Все по домам» Луиджи Коменчини, «Бум» Витторио де Сика, «Врач кассы взаимопомощи» (в советском прокате — «Залог успеха») Луиджи Дзампа, «Задержанный в ожидании суда» Нанни Лоя, «Маркиз дель Грилло» Моничелли. В СССР большой популярностью пользовался фильм Кена Аннакина «Воздушные приключения» («Эти великолепные мужчины на своих летающих аппаратах»), в котором Сорди сыграл роль итальянского графа.

Мастерство перевоплощения актёра с наибольшей силой проявилось в трёх скетчах из фильма «Новые чудовища» (режиссёры Марио Моничелли, Дино Ризи и Этторе Скола). К самым значительным ролям Сорди следует отнести поначалу комичный, а в конечном счёте устрашающий образ распоясавшегося «маленького человека» из фильма Моничелли «Мелкий-мелкий буржуа».

Последние годы
В конце 1990-х годов Сорди снимался главным образом на телевидении. В 2000 году, в день своего восьмидесятилетия, он получил от мэра Рима почётный «скипетр» Вечного Города. Кончина Сорди в феврале 2003 года стала событием национального масштаба. Траурная церемония проходила в знаменитой базилике Сан-Джованни ин Латерано и собрала около полумиллиона человек.

Избранная фильмография

Актёр
1937 — «Сципион Африканский»/Scipione l’africano, реж. Кармине Галлоне. Роль римского легионера
1938 — «Княжна Тараканова»/La principessa Tarakanova), реж. Фёдор Оцеп и Марио Сольдати
1942 — «Три орлёнка»/I tre aquilotti, реж. Марио Маттоли
1947 — «Преступление Джованни Эпископо»/Il delitto di Giovanni Episcopo, по роману Габриэле Д’Аннунцио, реж. Альберто Латтуада
1951 — «Мамма миа, потрясающе!»/Mamma mia che impressione!, реж. Роберто Саварезе и Витторио Де Сика
1952 — «Белый шейх»/Lo sceicco bianco, реж. Федерико Феллини
1953 — «Маменькины сынки»/I vitelloni, реж. Федерико Феллини
1953 — «Один день в суде»/Un giorno in pretura, реж. Стено
1953 — Две ночи с Клеопатрой (итал.)русск. / Due notti con Cleopatra - Юлий Цезарь
1954 — «Американец в Риме»/Un americano a Roma, реж. Стено
1955 — «Римская красавица»/La bella di Roma, реж. Луиджи Коменчини
1955 — «Знак Венеры»/Il segno di Venere,реж. Дино Ризи
1955 — «Герой нашего времени»/Un eroe dei nostri tempi, реж. Марио Моничелли
1956 — «Мой сын — Нерон»/Mio figlio Nerone, реж. Стено — Нерон
1957 — «Прощай, оружие»/A farewell to Arms, реж. Чарльз Видор, по роману Хемингуэя — Падре Галли
1958 — «Фортунелла»/Fortunella, реж. Эдуардо Де Филиппо
1959 — «О, что за мамбо! (фр.)русск.»/ Oh! Qué mambo, реж. Джон Берри (англ.)русск. — Надо, преподаватель пляжной гимнастики
1959 — «Вязальщицы»/I magliari, реж. Франческо Рози
1959 — «Большая война»/La grande guerra, реж. Марио Моничелли
1959 — «Вдовец»/Il vedovo, реж. Дино Ризи
1959 — «Венеция, луна и ты»/Venezia, la luna e tu, реж. Дино Ризи
1960 — «Все по домам»/Tutti a casa, реж. Луиджи Коменчини
1960 — «Уличный регулировщик»/Il vigile, реж. Луиджи Дзампа
1960 — «Crimen» regia di Mario Camerini
1960 — «Гастоне (итал.)русск.» / Gastone, реж. Марио Боннар (итал.)русск., по пьесе Этторе Петролини (итал.)русск. — Гастоне
1961 — «Страшный суд»/Il giudizio universale, реж. Витторио Де Сика
1961 — «Трудная жизнь»/Una vita difficile, реж. Дино Ризи
1962 — «Мафиозо»/Mafioso, реж. Альберто Латтуада
1963 — «Дьявол»/Il diavolo, реж. Джан Луиджи Полидоро
1963 — «Бум»/Il boom, реж. Витторио Де Сика
1963 — «Учитель из Виджевано»/Il maestro di Vigevano, реж. Элио Петри
1964 — «Летающая тарелка»/Il disco volante, реж. Тинто Брасс
1965 — «Воздушные приключения»/Those magnificent men in their flying machines, or: how I flew from London to Paris in 25 hours and 11 minutes, реж. Кен Аннакин
1967 — Ведьмы / Le streghe — Элио Фероччи
1967 — Итальянец в Америке / Un italiano in America
1968 — «Залог успеха»/Il medico della mutua, реж. Луиджи Дзампа
1968 — «Смогут ли наши герои отыскать своего друга, таинственным образом исчезнувшего в Африке?»/Riusciranno i nostri eroi a ritrovare l’amico misteriosamente scomparso in Africa?, реж. Этторе Скола
1969 — «В год господень» / Nell’anno del Signore, реж. Луиджи Маньи
1970 — Пары / Le coppie
1971 — «Задержанный в ожидании суда»/Detenuto in attesa di giudizio, реж. Нанни Лой
1972 — «Игра в карты по-научному»/Lo scopone scientifico, реж. Луиджи Коменчини
1972 — «Лучший вечер моей жизни»/La più bella serata della mia vita, реж. Этторе Скола
1974 — «Пока есть война, есть надежда» (Торговцы смертью) / Finchè c’e' guerra c’e' speranza, реж. Альберто Сорди
1977 — «Мелкий-мелкий буржуа»/Un borghese piccolo piccolo, реж. Марио Моничелли
1977 — «Новые чудовища»/I nuovi mostri, эпизоды «Скорая помощь», «По-царски» и «Хвалебная речь на похоронах», реж. Дино Ризи, Марио Моничелли и Этторе Скола
1978 — «Большая пробка»/L’ingorgo, реж. Луиджи Коменчини
1978 — «Свидетель (фильм)»/Le Témoin, реж. Жан-Пьер Моки
1979 — «Мнимый больной»/Il malato immaginario, реж. Тонино Черви (по комедии Мольера; в роли Арганта)
1980 — «Я и Катерина» / Io e Caterina, реж. Альберто Сорди
1981 — «Маркиз дель Грилло»/Il marchese del Grillo, реж. Марио Моничелли
1982 — «Я знаю, что ты знаешь, что я знаю»/Io so che tu sai che io so, реж. Альберто Сорди
1984 — «Бертольдо, Бертольдино и… Дурья Башка»/Bertoldo, Bertoldino e… Cacasenno, реж. Марио Моничелли
1984 — «Всех за решётку»/Tutti dentro, реж. Альберто Сорди
1988 — «Удар судьбы»/Una botta di vita, реж. Энрико Ольдоини
1990 — «Скупой»/L’avaro, реж. Тонино Черви (по комедии Мольера, в роли Гарпагона)
1995 — «Роман молодого бедняка»/Romanzo di un giovane povero, реж. Этторе Скола

Режиссёр
1966 — «Лондонский туман» (итал.)русск. / Fumo di Londra
1966 — «Простите, Вы за или против?» (итал.)русск. / Scusi, lei è favorevole o contrario?
1967 — «Итальянец в Америке» (итал.)русск. / Un italiano in America
1969 — «Любовь моя поможет мне» (итал.)русск. / Amore mio aiutami
1970 — «Пары» (новелла «Комната») / Le coppie (episodio La camera)
1973 — «Звёздная пыль» / Polvere di stelle
1974 — «Пока есть война, есть надежда» (Торговцы смертью) / Finchè c’e' guerra c’e' speranza
1976 — «Всеобщее чувство стыда» / Il comune senso del pudore
1978 — «Куда вы поедете в отпуск?» (новелла «Отпуск интеллектуалов») (итал.)русск. / Dove vai in vacanza? (episodio Le vacanze intelligenti)
1978 — «Свидетель» / Le Temoin
1980 — «Я и Катерина» / Io e Caterina
1982 — «Я знаю, что ты знаешь, что я знаю» / Io so che tu sai che io so
1982 — «Путешествие с папой» / In viaggio con papà
1982 — «Таксист» (итал.)русск. / Il Tassinaro
1984 — «Всех за решётку» / Tutti dentro
1987 — «Таксист в Нью-Йорке» (итал.)русск. / Il Tassinaro a New York
1992 — «Оправдан за совершенные преступления» (итал.)русск. / Assolto per aver commesso il fatto
1994 — «Нестор, последняя гонка» (итал.)русск. / Nestore, l’ultima corsa
1998 — «Запрещённые встречи» / Incontri proibiti

Награды
- Альберто Сорди — семикратный лауреат премии «Давид ди Донателло» за лучшую мужскую роль (делит рекорд с Витторио Гассманом).
- 1964 год — «Золотой глобус» за лучшую мужскую роль (комедия или мюзикл) в фильме «Il diavolo» (1963).
- В 1972 году на МКФ в Западном Берлине Сорди получил «Серебряного медведя» за роль в фильме «Задержанный в ожидании суда».
- В 1983 году на МКФ в Москве Сорди была вручена Специальная премия «За вклад в развитие киноискусства». (На фестивале был показан его фильм «Я знаю, что ты знаешь, что я знаю»).
- Большой крест ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой» (16 марта 1994)
- В 1995 на МКФ в Венеции Сорди получил почётного «Золотого льва» за вклад в киноискусство.
- Золотая медаль «За вклад в развитие культуры и искусства» (25 марта 2003, посмертно)

Интересные факты
- Вскоре после кончины актёра его именем была названа бывшая Галерея Колонна в Риме, расположенная на центральной улице города — Виа дель Корсо.
- Альберто Сорди был одним из многочисленных персонажей фильма Феллини «Рим», однако при окончательном монтаже эпизод с его участием был вырезан.
- Эльдар Рязанов предполагал занять Сорди в своем фильме «Невероятные приключения итальянцев в России», однако эта идея была отвергнута итальянским продюсером картины.
- 5 октября 2017 года Центр малых планет выпустил циркуляр, в котором присвоил его имя астероиду (83657) Albertosordi, который назывался ранее 2001 TV13

Альберто Сорди о комическом
Наша жизнь только на четверть состоит из трагического; всё остальное комично. Смеяться можно почти над всем.