БЕЛИ́НСКИЙ Виссарион Григорьевич [30.5(11.6).1811, крепость Свеаборг, ныне Суоменлинна, район Хельсинки – 26.5(7.6).1848, С.-Петербург], рус. лит. критик, теоретик и историк литературы. Родился в семье флотского врача, ранние годы провёл в Кронштадте. Окончил нар. уч-ще в г. Чембар (ныне г. Белинский) Пензенской губ.; учился в Пензенской гимназии (1825–29, не окончил), на словесном отделении филос. ф-та Моск. ун-та (1829–32, отчислен за неуспеваемость и пропуски занятий, в т. ч. по болезни). Первое завершённое лит. произв. Б. – антикрепостнич. драма «Дмитрий Калинин» (1830) – запрещено к изданию цензурой. Дебютировал в печати в 1831 балладой «Русская быль» и рецензией на анонимную брошюру «О Борисе Годунове, сочинении Александра Пушкина. Разговор». В 1833 вошёл в кружок Н. В. Станкевича, где познакомился с идеями нем. классич. философии, оказавшей значит. влияние на формирование мировоззрения Б. В 1833–36 сотрудничал как переводчик и рецензент в ж. «Телескоп» и газ. «Молва», в которой была опубликована первая значит. лит.-критич. работа «Литературные мечтания. Элегия в прозе» (1834). Редактировал ж. «Московский наблюдатель» (1838–39), возглавлял отдел критики и библиографии в ж. «Отечественные записки» (1839–46). В 1847 выезжал на лечение (туберкулёз лёгких) за границу. В 1847–48 сотрудник ж. «Современник».
Б. развил романтич. представления о сущности лит-ры, которая «непременно должна быть… выражением-символом внутренней жизни народа» («Литературные мечтания»). Анализируя ранние произведения Н. В. Гоголя [«О русской повести и повестях г. Гоголя ("Арабески" и "Миргород")», 1835], обратил внимание на «поэзию жизни» как важнейший предмет иск-ва и дал определение «реальной поэзии», призванной «потрясать души» верным изображением жизни. Б. осмыслил лит. критику как приложение теории («законов изящного») к худож. практике («О критике и литературных мнениях "Московского наблюдателя"», 1836), а внутреннюю логику литературного развития – как плодотворное взаимодействие худож. творчества и критики; определил гениальность как способность художника открывать «новые сферы» в иск-ве («Речь о критике», 1842). Б. указал на значение «обличительного направления» в лит-ре, которое изображением «низкого и пошлого жизни» вызывает в читателе «тоску по идеалу» («Русская литература в 1843 г.», 1844) и устремляет общество к прекрасному «путём отрицания» всего безобразного («Петербургский сборник, изданный Н. Некрасовым», 1846). Связав это направление с творчеством писателей натуральной школы, Б. дал её теоретич. обоснование в ст. «Взгляд на русскую литературу 1846 г.» (1847). В цикле из 11 статей под общим загл. «Сочинения Александра Пушкина» (1843–46) Б. представил творчество поэта как закономерный итог всего предшествовавшего развития рус. лит-ры, наметив пути к историзму в понимании худож. явлений. В «Письме к Гоголю» (1847) осудил монархич. иллюзии писателя и выступил с резкой критикой самодержавия и крепостнич. порядков в России. Б. выделил в отеч. словесности 18 – 1-й пол. 19 вв. два ведущих направления: одно придерживалось реальной действительности (начало ему положил А. Д. Кантемир), другое – стремилось к идеалу, выступая «глашатаем всего высокого и прекрасного» (у его истоков стоял М. В. Ломоносов); эти направления «часто сливались» в творчестве Г. Р. Державина и окончательно «слились в один поток» в поэзии А. С. Пушкина («Взгляд на русскую литературу 1847 г.», 1848). Б. развивал мысль о социальном назначении лит-ры, её призвании быть «сознанием общества» и активно участвовать в преобразовании рус. жизни («Русская литература в 1840 г.», 1841, и др.). В ряде статей и рецензий Б. дал глубокий анализ творчества Н. В. Гоголя, М. Ю. Лермонтова, А. В. Кольцова, И. С. Тургенева, раннего Ф. М. Достоевского и др.

