Хэтти Макдэниел (англ. Hattie McDaniel, 10 июня 1895 — 26 октября 1952) — американская актриса, первая из чернокожих артистов, удостоенная премии «Оскар» (1940). Макдэниел также была профессиональной певицей и комедианткой, выступала на театральной сцене и снималась на телевидении. Помимо этого, она первая чернокожая певица, исполнившая свои песни на американском радио. Макдэниэл снялась более чем в 300 фильмах, но в большинстве из них её имя даже не указывалось в титрах.
Биография
Карьера
Хэтти Макдэниел родилась 10 июня 1895 года в Уичито, Канзас, в семье бывшего раба и солдата Гражданской войны Генри Макдэниела и Сьюзан Холберт, исполнительницы религиозных песен. Она была самой младшей в семье из тринадцати детей. В 1900 году семейство переехало в Колорадо, где сначала поселилось в городке Форт-Коллинз, а затем в Денвере, где и прошло детство Макдэниел. Интерес к выступлениям у неё появился во время обучения в старшей школе восточного Денвера. Первым её дебютом стали выступления в шоу её отца, вместе с двумя братьями.
В 1916 году умер один из её братьев, Отис, и шоу постепенно прекратило своё существование. После этого она некоторое время гастролировала с ансамблем чернокожих певцов, а в начале 1920-х годах начала выступать со своими песнями на радио Денвера. В 1927—1929 годы она даже записала несколько своих песен, сначала в компании «Okeh Records», а позже и на «Paramount Records» в Чикаго.
После краха фондовой биржи в 1929 году Макдэниел потеряла работу, и единственным её заработком стали подработки в клубе «Мадрид» в Милуоки в качестве официантки и уборщицы в туалете. Со временем, несмотря на сомнения владельца, она стала исполнять различные номера на сцене клуба.
В 1931 году Хэтти Макдэниел переехала в Лос-Анджелес, где жили две её сестры, Этта и Орлена, и брат Сэм. Оказавшись в одном из центров американского кинематографа, Макдэниел решила попробовать себя в качестве киноактрисы, но, несмотря на все усилия, это оказалась не так просто, и первое время жизни в Лос-Анджелесе она работала поваром. Её брат вскоре устроился ведущим на радио и спустя некоторое время помог сестре пробиться в радиоэфир. Хэтти Макдэниел стала ведущей собственного шоу, которое приобрело большую популярность. Но зарплата была настолько низкой, что ей пришлось покинуть радио и устроиться горничной. Однако Макдэниел продолжала мечтать о кино, и в 1932 году ей всё же удалось заполучить эпизодическую роль в фильме «Золотой Запад», с которой и началась её кинокарьера. В начале 1930-х годов она снялась во многих фильмах, играя в основном певиц или исполнительниц в хоре, причём в большинстве из них её имя не значилось в титрах. В 1934 году Хэтти Макдэниел вступила в Гильдию киноактёров США, и с этого времени началась более активная её карьера с более значимыми ролями в кино.
«Унесённые ветром»
Фильм 1934 года «Судья Прист» стал первым, в титрах которого значилось имя Хэтти Макдэниел. В дальнейшем она сыграла довольно крупные роли в таких фильмах, как «Плавучий театр» (1936), «Саратога» (1937), «Чистосердечное признание» (1937) и некоторых других. Хэтти стала довольно востребована в Голливуде и обзавелась дружескими отношениями с такими звёздами, как Джоан Кроуфорд, Бетт Дейвис, Генри Фонда, Рональд Рейган, Оливия де Хэвилленд и Кларк Гейбл. Именно Гейбл помог Макдэниел получить роль Мамушки в фильме «Унесённых ветром», хотя за эту роль боролись почти столько же актрис, как и за роль Скарлетт. Даже Элеонора Рузвельт обращалась к продюсеру фильма Дэвиду Селзнику с просьбой взять на роль Мамушки её собственную горничную Элизабет Макдаффи.
Премьера «Унесённых ветром» была намечена на 15 декабря 1939 года в Атланте в присутствии всех актёров, снявшихся в ленте. Но в день премьеры все чернокожие актёры фильма были вычеркнуты из списка приглашённых, включая и Хэтти. Продюсер картины Дэвид Селзник всё же пытался добиться присутствия Хэтти Макдэниел на показе, но руководство «MGM» не рекомендовало этого из-за тогдашних законов штата Джорджия, согласно которым Хэтти пришлось бы жить в отеле для чёрных и сидеть на показе отдельно от своих коллег. Кларк Гейбл тоже пытался добиться присутствия Макдэниел и грозился бойкотировать премьеру, но актриса сама уговорила его поехать. Несмотря на трудности, возникшие в Атланте, Макдэниел присутствовала на дебютном показе фильма в Голливуде 28 декабря 1939 года.
Великолепно сыгранная роль Мамушки принесла актрисе большую популярность, и в 1940 году она стала обладательницей премии «Оскар» за «лучшую женскую роль второго плана». Макдэниел стала первой чернокожей актрисой, которая была номинирована на «Оскар» и удостоена его. В последующие годы актриса многократно играла в кино роли горничных и прислуг. Среди фильмов с её участием наиболее знаменитыми стали «В этом наша жизнь» (1942), «Благодари судьбу» (1943) и «С тех пор как вы ушли» (1944).
Последующие годы
Хэтти Макдэниел стала прототипом для создания образа чернокожей хозяйки Тома (Мамочка Два Тапочка (англ. Mammy Two Shoes)) в мультсериале «Том и Джерри». Этот персонаж впервые появился в 1940 году в эпизоде «Разбитые надежды».
Во время Второй мировой войны Хэтти Макдэниел была председателем «Негритянского дивизиона голливудского комитета победы» и была организатором концертов для солдат на военных базах.
На большом экране в последний раз она появилась в 1949 году в фильме «Семейный медовый месяц», но после этого в течение последующих лет она продолжала активную работу на радио и телевидении. Её комедийный радиосериал «Бьюла» пользовался большой популярностью у аудитории, и она снялась в его телеверсии на канале ABC. Карьера Хэтти Макдэниел завершилась после того, как у неё был диагностирован рак груди.
Личная жизнь
В самом начале своей карьеры, в 1922 году, Макдэниел вышла замуж за Джорджа Лэндфорда, который умер вскоре после их свадьбы. В том же году не стало и её отца, Генри Макдэниела. Во второй раз она вышла замуж в 1938 году — за Ховарда Хикмена. В том же году они развелись.
В 1941 году Хэтти Макдэниел стала супругой продавца недвижимости Джеймса Ллойда Кроуфорда, а спустя год приобрела большой двухэтажный особняк в Пасадине, Калифорния. После её успеха в «Унесённых ветром» актриса стала частым гостем на многих голливудских вечеринках, чему также порой способствовал Кларк Гейбл. В 1945 году Макдэниел сообщила в прессе о своей беременности. Она начала покупать вещи для младенца и оборудовать детскую комнату. Её планы были разрушены после сообщения доктора о ложной беременности. У Макдэниел началась депрессия, и в том же году она развелась с мужем. Она заявила, что причиной для развода послужила ревность мужа к её карьере и частые угрозы убить её.
Её последним мужем стал декоратор Ларри Уильямс, за которого она вышла летом 1949 года. Но вновь супружеская жизнь не состоялась, и через год они расстались. На разводе Макдэниел расплакалась и сказала, что муж пытался рассорить её с коллегами по радиопрограмме и всячески мешал ей работать.
В 1952 году у Хэтти Макдэниел диагностировали рак молочной железы. Её не стало 26 октября 1952 года в больнице при Доме киноактёров в Вудленд-Хиллз, пригороде Лос-Анджелеса, в возрасте 57 лет. В своём завещании она написала, что хотела бы быть похороненной в белом гробу под белым покрывалом, с красными розами на подушке, на кладбище на бульваре Санта-Моника, где покоятся такие звёзды кино, как Рудольфо Валентино, Дуглас Фэрбенкс и многие другие. Но поскольку Макдэниел была чернокожей, владелец кладбища Джулс Рот не согласился на это, и актриса была погребена на кладбище Роуздэйл, где и покоится до сих пор.
Признание
В 1999 году новый владелец Голливудского кладбища Тайлер Кэссети предложил родственникам Макдэниел перезахоронить её на его кладбище, но те, сославшись на большой срок, прошедший с момента похорон, отказались. Тогда на кладбище «Hollywood Forever» был построен большой кенотаф в честь актрисы.
Статуэтка «Оскара» Хэтти Макдэниел хранилась после её смерти в Университете Ховард в Вашингтоне, но во время городских беспорядков в конце 1960-х годов таинственным образом пропала и по сей день не найдена.
Хэтти Макдэниел имеет две звезды на Голливудской аллее славы: за свои радиоисполнения на Голливудском бульваре и за вклад в кино на Вайн-стрит. В 1975 году она посмертно была добавлена в Зал славы чернокожих деятелей кино.
29 января 2006 года была выпущена почтовая марка с изображением Хэтти Макдэниел. На марке была репродукция фотографии актрисы 1941 года, а её цена составляла 39 центов.
Избранная фильмография
1934 — Судья Прист / Judge Priest — тётушка Дилси
1935 — Китайские моря / China Seas — Изабель Маккарти
1936 — Плавучий театр / Show Boat — Куини
1937 — Саратога / Saratoga — Розетта
1937 — Ничего святого / Nothing Sacred — миссис Уокер
1937 — Чистосердечное признание / True Confession — Элла
1939 — Унесённые ветром / Gone With the Wind — Мамушка
1941 — Великая ложь / The Great Lie — Вайолет
1941 — Почтительнейше ваш / Affectionately Yours — Синтия
1942 — В этом наша жизнь / In This Our Life — Минерва Клей
1943 — Благодари судьбу / Thank Your Lucky Stars — сплетница
1944 — С тех пор как вы ушли / Since You Went Away — Фиделия
1946 — Песня Юга / Song of the South — тётя Тэмпи
1948 — Семейный медовый месяц / Family Honeymoon — Филлис
Награды
1940 — Премия «Оскар» за лучшую женскую роль второго плана («Унесённые ветром»)
Литература
The Life and Struggles of Hattie McDaniel (author Jill Watts audio interview), hear the voice of Hattie McDaniel
Hopper, Hedda. «Hattie Hates Nobody». Chicago Sunday Tribune, 1947.
Jackson, Carlton. Hattie: The Life of Hattie McDaniel. Lanham, MD: Madison Books, 1990.
Mitchell, Lisa. «More Than a Mammy». Hollywood Studio Magazine, April 1979.
Salamon, Julie. «The Courage to Rise Above Mammyness». New York Times, 6 августа 2001.
Watts, Jill. Hattie McDaniel: Black Ambition, White Hollywood. New York, NY: HarperCollins, 2005.
Young, Al. «I’d Rather Play a Maid Than Be One». New York Times, 15 октября 1989.
Zeigler, Ronny. «Hattie McDaniel: ‘(I’d)… rather play a maid.’» N.Y. Amsterdam News, 28 апреля 1979.
Access Newspaper Archive — search for «Hattie McDaniel»

