СТЕ́ФЕНСОН (Stephenson) Джордж (9.6.1781, Уайлам, графство Нортамберленд – 12.8.1848, Честерфилд, графство Дербишир), англ. конструктор и изобретатель, положивший начало развитию парового ж.-д. транспорта. Родился в семье шахтёра. С 14 лет работал помощником отца в угольной шахте. Занимаясь самообразованием, в 18 лет приобрёл специальность механика по паровым машинам. С 1802 работал машинистом, с 1812 – гл. механиком Киллингуортских копей (Нортамберленд). Изобрёл устройство парового дутья для котла, рудничную лампу оригинальной конструкции, получившую назв. «лампа Джорди» (1815).
С 1813 С. занимался строительством паровозов. В 1814–15 спроектировал и построил для рудничной рельсовой дороги первый работоспособный паровоз «Блюхер», в котором для создания тягового усилия использовалась сила трения между гладкими колёсами с ребордами и гладкими металлич. рельсами; в 1815–19 создал ещё 16 машин. В 1820–1822 руководил строительством 13-километровой ж.-д. ветки к руднику Хеттон, на которой применялась комбиниров. тяга: вниз состав двигался под действием сил гравитации, наверх – с помощью парового локомотива.
В 1818 С. (совм. с Н. Вудом) провёл первые науч. исследования зависимости сопротивления рельсового пути от нагрузок и профиля рельсов. В 1823 в Ньюкасле основал первый в мире паровозостроит. завод, на котором был изготовлен паровоз «Передвижение» (1825; ср. скорость ок. 7,5 км/ч) для строившейся под рук. С. железной дороги Стоктон – Дарлингтон, а затем паровоз «Ракета» (1829; скорость до 50 км/ч) для железной дороги между Манчестером и Ливерпулем (1826–30). С. впервые обосновал необходимость сооружения мостов, прокладки тоннелей и возведения ж.-д. насыпей на участках с сильным наклоном, был инициатором замены литых чугунных рельсов на кованые стальные. В 1836 создал в Лондоне проектную контору, ставшую научно-технич. центром ж.-д. строительства в Великобритании и др. странах. В 1847 организовал и возглавил Ин-т инженеров-механиков.

