https://i.imgur.com/9WcySgMl.jpg
фото: autogear.ru

Вероника Витольдовна Полонская (6 июня 1908 — 14 сентября 1994, Москва) — советская актриса театра и кино. Последняя любовная привязанность и единственная свидетельница самоубийства Владимира Маяковского.

Биография
Вероника родилась в Москве 6 июня 1908 года в семье актёров Малого театра — звезды русского дореволюционного кинематографа Витольда Полонского и актрисы Ольги Гладковой. В кругу домашних и друзей её звали Нора.

Начало карьеры
Впервые снялась в немом кино вместе с отцом в 7-летнем возрасте, почувствовала магию камеры. Были у Вероники и другие детские роли.

В 1918 году Витольд Полонский подписал контракт с Голливудом и должен был выехать — вероятнее всего, безвозвратно — с женой и дочерью в США. Внезапная смерть Полонского 5 января 1919 года не дала этому переезду осуществиться.

В шестнадцатилетнем возрасте в 1924 году поступила в школу Московского Художественного театра и осталась в нём после окончания школы. Училась в студии у Николая Баталова, Юрия Завадского, уроки актёрского мастерства ей давал Константин Станиславский. Играла в спектакле «Наша молодость», поставленном В. И. Немировичем-Данченко. В кинематографе дебютировала в картине «Стеклянный глаз» у режиссёров Лили Брик и Владимира Жемчужного. Вторая картина Полонской — «Конвейер смерти» Ивана Пырьева, где её партнёршами были Тамара Макарова и Ада Войцик. Следующий фильм — «Три товарища» режиссёра Семёна Тимошенко.

Роман с Маяковским
Полонская стала последней любовной привязанностью Владимира Маяковского и осталась в истории также как женщина, находившаяся рядом с поэтом в последние часы и минуты его жизни. В пору их первой встречи в 1929 году ей было 21, Маяковскому — 36. Полонская была замужем за актёром Михаилом Яншиным, но не уходила из семьи, понимая, что роман с Маяковским в любой момент может прерваться.

С Маяковским Нора познакомилась отчасти благодаря кинематографу. После съёмок в картине «Стеклянный глаз» её пригласил на бега муж режиссёра этого фильма Лили Брик — Осип Максимович Брик. Там же был и поэт, в тот же день они встретились ещё раз у Валентина Катаева. Вскоре сблизились и стали встречаться почти каждый день. По воспоминаниям Полонской, «когда он стал читать мне свои стихи, я была потрясена. Читал он прекрасно, у него был настоящий актёрский дар. Помню хорошо, как он читал „Левый марш“, раннюю лирику…»

Утром 14 апреля 1930 года Маяковский привёз Веронику на такси в свою комнату на Лубянке. К этому времени они встречались уже второй год. Поэт, переживавший творческий и житейский кризис, настаивал на её разводе и даже записался в писательский кооператив в проезде Художественного театра, куда вместе с Полонской собирался переехать жить.

Как в 1990-м году вспоминала 82-летняя Полонская в интервью журналу «Советский экран» (№ 13 — 1990), в то роковое утро у неё в театре в 10.30 была назначена репетиция с Немировичем-Данченко.

Я не могла опоздать, это злило Владимира Владимировича. Он запер двери, спрятал ключ в карман, стал требовать, чтобы я не ходила в театр, и вообще ушла оттуда. Плакал… Я спросила, не проводит ли он меня. «Нет», — сказал он, но обещал позвонить. И ещё спросил, есть ли у меня деньги на такси. Денег у меня не было, он дал двадцать рублей… Я успела дойти до парадной двери и услышала выстрел. Заметалась, боялась вернуться. Потом вошла и увидела ещё не рассеявшийся дым от выстрела. На груди Маяковского было небольшое кровавое пятно. Я бросилась к нему, я повторяла: «Что вы сделали?..» Он пытался приподнять голову. Потом голова упала, и он стал страшно бледнеть… Появились люди, мне кто-то сказал: «Бегите, встречайте карету «Скорой помощи»… Выбежала, встретила. Вернулась, а на лестнице мне кто-то говорит: «Поздно. Умер…»

— Вероника Полонская

В предсмертной записке Маяковский, в частности, написал: «Товарищ правительство, моя семья — это Лиля Брик, мама, сёстры и Вероника Витольдовна Полонская». На похоронах Нора присутствовать не решилась, так как мать и сёстры Маяковского считали её виновной в гибели поэта.

В 1938 году Полонская написала воспоминания о Маяковском, которые впервые были опубликованы через полвека — в 1987 году. «Я Владимира Владимировича видела как человека, а не как статую, каким его стали изображать. Он для меня живой, ранимый. Я писала правду. Я была последним человеком, кто видел Маяковского живым. Я последняя говорила с ним. И мне нести эту ношу…» — сказала Вероника Витольдовна в интервью 1990 года.

После Маяковского у В. В. Полонской был роман с критиком Осипом Бескиным.

На театральной сцене
В 1935—1936 годы служила в театре-студии Юрия Завадского, в 1937 — в Ростовском театре драмы, в 1938—1940 годах — снова во МХАТе, в 1940—1973 годах — в Московском театре имени М. Н. Ермоловой.

В 1960-е годы снялась в эпопее «Война и мир» у Сергея Бондарчука, где дворянская стать и манеры Полонской пришлись весьма кстати.

На склоне лет Полонская застала эпоху перестроечного кино. Ей пришлись по вкусу картины Тенгиза Абуладзе «Покаяние» и Василия Пичула «Маленькая Вера».

Последние годы жизни Полонской прошли в Доме ветеранов сцены им. А. А. Яблочкиной на шоссе Энтузиастов в Москве, где она в возрасте 86 лет и скончалась 14 сентября 1994 года. Похоронена на Ваганьковском кладбище (23 участок) в Москве.

Семья

Родители:
- Отец — Витольд Альфонсович Полонский (1879—1919), российский актёр.
- Мать — Ольга Григорьевна Полонская (урождённая Гладкова), российская и советская актриса.

Мужья:
- Михаил Михайлович Яншин (были женаты в 1926—1933 годах), советский актёр.
- Валерий Александрович Азерский (репрессирован).
- Димитрий Павлович Фивейский, советский актёр.
- Сын — Владимир Димитриевич Фивейский (урождённый Владимир Валерьевич Азерский; р. 1936), советский и американский врач. Назван матерью в честь Владимира Маяковского. Был усыновлён Димитрием Фивейским. Живёт в США.

Фильмография
1917 — Когда цветёт сирень — Алла
1918 — Болотные миражи — Вера, сестра Лизы
1928 — Стеклянный глаз
1933 — Конвейер смерти — Элеонора
1935 — Три товарища — Ирина, жена Лациса
1967 — Война и мир — эпизод
1968 — Улыбнись соседу — Варвара Вершинина
1982 — Мать Мария — Софья Пиленко