ХАЧАТУРЯ́Н Арам Ильич [24.5(6.6).1903, Тифлис, ныне Тбилиси – 1.5.1978, Москва; похоронен в Ереване], арм. и рос. композитор, дирижёр, педагог, обществ. деятель, нар. арт. СССР (1954), акад. АН Арм. ССР (1963), Герой Соц. Труда (1973). В 1913–21 учился в Коммерч. уч-ще в Тифлисе. Проф. занятия музыкой начал в 19-летнем возрасте, по приезде в 1921 в Москву к брату – театральному деятелю С. И. Хачатуряну (Хачатурову). С 1922 учился в Муз. техникуме им. Гнесиных – сначала игре на виолончели, в 1925–29 – композиции у М. Ф. Гнесина. В 1934 окончил Моск. конс., где учился у Гнесина, затем у Н. Я. Мясковского (композиция), Р. М. Глиэра и С. Н. Василенко (инструментовка). В 1936 окончил аспирантуру под рук. Мясковского. В 1926–28 зав. муз. частью 2-й арм. драматич. студии под рук. Р. Н. Симонова (Моск. дом культуры Армении); здесь исполнялись сочинения Х., он познакомился с А. А. Спендиаровым, К. С. Сараджевым, участниками Квартета имени Комитаса. В 1939–48 зам. пред. Оргкомитета, в 1957–78 секретарь СК СССР. В годы Вел. Отеч. войны выступал с концертами на фронте. В 1948 наряду с Д. Д. Шостаковичем, С. С. Прокофьевым, В. Я. Шебалиным, Г. Н. Поповым и Н. Я. Мясковским был обвинён в формализме [Постановление ЦК ВКП(б) «Об опере "Великая дружба" В. Мурадели» от 10.2.1948], исключён из СК СССР; публикация и исполнение некоторых его сочинений были запрещены (Постановление от 28.5.1958 сняло это обвинение). С 1950 преподавал композицию в Муз.-педагогич. ин-те им. Гнесиных, с 1951 – в Моск. конс., среди учеников – А. Я. Эшпай, Э. С. Оганесян, М. Л. Таривердиев. Выступал в качестве дирижёра своих произведений (с 1950), гастролировал в СССР и за рубежом (св. 30 стран). Президент Сов. ассоциации дружбы и культурного сотрудничества со странами Лат. Америки (с 1959). Чл. Сов. к-та защиты мира (с 1962). Чл.-корр. Академии искусств ГДР (1961). Д-р искусствоведения (1965).
Один из крупнейших сов. композиторов; первый арм. композитор, получивший широкое междунар. признание. Х. уделял гл. внимание инструментальным жанрам – симфонич. и камерным, музыке для театра и кино, писал вокально-инструментальные и др. сочинения. Дарование Х.-композитора проявилось уже в годы обучения в Моск. конс.: в 1930-е гг. им написаны Сюита для фп. (с известной Токкатой), Соната для скрипки и фп., Трио для кларнета, скрипки и фп. (все – 1932), Танцевальная сюита для оркестра (1933), основанная на симфонич. разработке арм., азерб., узб., груз. мелодий; 1-я симфония (1934) стала дипломной работой. Стиль Х., романтический в своей основе, вобрал черты традиц. «восточной» музыки (в творчестве Х. отразились слышанные им в детские годы напевы ашугов и музыка сазандаров – вост. инструменталистов). В годы юности одним из образцов для Х. стал стиль сочинений Гнесина, сочетавший муз. язык Востока и европ. муз. форму. Для гармонич. стиля Х. характерны черты неофольклоризма: композитор органично соединил европ. тональность с ладовыми особенностями вост. музыки (напр., звукоряды с увеличенными секундами, секундовые созвучия, кварто-квинтовые аккорды как ладовый звукоряд, собранный в вертикаль). Сохраняя колорит вост. музыки, Х., однако, не стремился к цитированию нар. музыки. Тематич. идею он развивал ритмически (с помощью дробления длительностей, варьирования и нагнетания ритмич. остинато) и мелодически, наслаивая подголоски. Классико-романтич. муз. форма у Х. удачно сочетается с квазиимпровизационностью – как, напр., в 1-й части Концерта для скрипки с оркестром (1940). Оркестровый колорит отличается пышностью и яркостью, инструменты симфонич. оркестра у Х. нередко подражают звучанию нац. инструментов: кларнет имитирует дудук, скрипка – кеманчу (напр., в Трио для кларнета, скрипки и фп., 1932).
Самые популярные инструментальные сочинения Х. – концерты для фп., для скрипки с оркестром. В них он наследует традиции концертного стиля Ф. Листа, П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова, М. Равеля, С. С. Прокофьева. В Концерте для фп. (1936; посвящён первому исполнителю – Л. Н. Оборину) сформировались черты концертного цикла Х., затем проявившиеся в Концерте для скрипки (посвящён Д. Ф. Ойстраху). Концерты трёхчастны, с энергичным сонатным allegro (1-я часть), лирич. медленной 2-й частью и рондо-сонатой в финале (где гл. тема 1-й части появляется в коде). Муз. развитие в разработках связано больше с варьированием, а не с преобразованием исходного тематич. материала. Др. сочинения Х. в концертном жанре: Концерт для виолончели с оркестром (1946), 3 концерта-рапсодии – для скрипки (1961), виолончели (1963) и фп. (1968) (в них большую роль играют развёрнутые сольные каденции, напоминающие импровизации нар. музыкантов).
В 1930-е гг. и нач. 1940-х гг. Х. много работал в области музыки для театра и кино. Среди театральных постановок с музыкой Х. – «Маскарад» М. Ю. Лермонтова (1941) и «Валенсианская вдова» Лопе Ф. де Веги Карпьо (1940); в последней использованы исп. мелодии и ритмы. Сюиты из музыки к этим спектаклям вошли в мировой концертный репертуар. Также Х. создал музыку для первых звуковых арм. фильмов – «Пэпо» (1935; экранизация пьесы Г. М. Сундукяна) и «Зангезур» (1938).
В годы Вел. Отеч. войны Х. создал ряд патриотич. сочинений: песни «Капитан Гастелло», «Море Балтийское», марш «Героям Отечественной войны». В 1944 написал Гимн Арм. ССР. С темой войны связаны 2-я (1943) и 3-я (1947) симфонии, отличающиеся помпезной оркестровкой: в партитуру 2-й симфонии введён колокол, в партитуру 3-й симфонии – орган и 15 труб.
Балет «Счастье» (либр. Г. А. Ованесяна, 1939, Ереван) был написан к 1-й Декаде арм. искусства в Москве. Его материал частично использован в балете «Гаянэ» (либр. К. Н. Державина, на сюжет о колхозной жизни, 1942, Пермь); в нём также проявились нац. муз. черты, среди танцевальных номеров особенно популярен «Танец с саблями» из 4-го действия. Последний балет Х. – «Спартак» (либр. Н. Д. Волкова, 1956, Ленинград) – вошёл в мировую балетную классику. Музыка балетов «Гаянэ» и «Спартак» существует также отдельно, в виде сюит. Последние крупные сочинения Х. – сольные сонаты для виолончели (1974), скрипки (1975), альта (1976).
Ленинская пр. (1959). Гос. пр. СССР (1941, 1943, 1946, 1950, 1971).
Имя Х. присвоено Большому залу Ереванской филармонии (1978). В 1982 в Ереване открыт Дом-музей А. И. Хачатуряна.
Его племянники: Карэн Суренович Хачатурян (1920–2011), композитор и педагог, нар. арт. РСФСР (1981); Эмин Левонович Хачатурян (1930–2000), дирижёр и композитор, нар. арт. РСФСР (1975).

