https://i.imgur.com/wL25eshl.jpg
фото: thecultureconcept.com

Крупнейший мастер британского мебельного искусства эпохи рококо и раннего классицизма.

Томас Чиппендейл родился 5 июня 1718 года в городе Отли, Великобритания. Мальчик вырос в семье краснодеревщика. В родном городе проживал до двадцати одного года, где обучался грамоте и наблюдал за работой отца, постепенно постигая нехитрые секреты столярного ремесла. В 1739 году Томас уехал в Лондон. В столице работал резчиком по дереву. Однако, через несколько лет увлекся мебельным делом и довольно скоро стал ведущим краснодеревщиком эпохи, прославившись как мастер-практик и как автор многочисленных дизайнерских проектов.

     Чиппендейл, в 1749 году открыл в Лондоне собственную мастерскую. Цех по сравнению с предприятиями соседей являлся небольшим, но фактически это являлось предприятие, производившее обширный ассортимент самых разных проектов мебели.

     Первые образцы своей мебели Томас делал еще в стиле королевы Анны, но затем, будучи современником царившего во Франции стиля рококо, мастер начинает бороться за уменьшение массивности отдельных частей мебели и за улучшение ее пропорций в сторону большей легкости и изящества. Дизайнер сумел в дальнейшем соединить черты голландской мебели с изящными украшениями из раковин и завитков стиля рококо, и добиться на фоне этих совершенно разнородных элементов, создания своего собственного стиля, с капризно изогнутыми, но вместе с тем глубоко конструктивными и удобными формами.

     Мастер создал свой своеобразный стиль, в котором сумел соединить функциональную целесообразность форм, ясность структуры предмета с изяществом линий и прихотливым узором, сочетающим мотивы китайского искусства, готики и рококо. Этот стиль и принес славу мастеру при жизни и увековечил его имя в памяти грядущих поколений. Изготовленная из красного дерева, подлинная чиппендейловская мебель отличалась долговечностью и удобством и в XVIII веке оказалась широко распространена в Европе, в том числе и в России.

     В 1754 году Чиппендейл издал каталог «Указатель для клиентов и краснодеревщиков», который затем дважды переиздавался. Этот альбом эскизов мебели, в которых использованы готические, китайские и рокайльные мотивы, вскоре принес известность и процветание своему создателю.

     Лучшими проектами Томаса эксперты считают его стулья и кресла с резными, «ленточными» спинками. Причем, формы спинок отличались большим разнообразием: в контурах центральных вертикальных планок часто угадывались силуэты изящной скрипки или высокой вазы. С неисчерпаемой выдумкой мастер варьировал ленточные орнаменты; трельяжи; узоры, образованные комбинациями С-образных элементов. Для ножек стульев Чиппендейла характерна изогнутая форма, с вырезанной «ступнёй» в форме птичьей лапки, орлиными когтями сжимающей шар. Иногда орлиные когти заменялись львиной лапой или просто наплывом.

     Все типы мебели, изготовленной искусным мастером изумительны: от умывальников до великолепных книжных шкафов, столов, диванов, часов, отделок для церковных органов, кроватей с четырьмя декоративными колоннами, зеркал, обеденных, кофейных столиков. Для украшения этих предметов использовалось такое огромное разнообразие декоративных мотивов, что, по признанию специалистов очень трудно как-то упорядочить или классифицировать их.

     Чиппендейл никогда не повторялся в своих проектах. Каждый из его заказчиков приобретал уникальные модели, существовавшие лишь в одном экземпляре. Мебельный цех занимался не только производством отдельных фурнитурных изделий, но и решением интерьера в целом. Например, в поместье Ностел-прайори: все, вплоть до дверных молотков, делалось по проекту и под наблюдением мастерской Томаса. Сам Чиппендейл принимал непосредственное участие в ее работе, а также заключал подряды с мастерами тех специальностей, которых не было в его фирме: часы, гардинное полотно, зеркала.

     Главным заказчиком и покровителем Чиппендейла стал английский аристократ сэр Джилберт Хескот. По его заказу Чиппендейл поставлял мебель для резиденции Хескота «Норменшон Холл» и для его городских домов в Фулхэме и на площади Гросвенор. Даже для церемонии похорон своей матери сэр Джилберт заказал стулья в мастерской Чиппендейла. На закате жизни мастер отошел от дел, передав управление мастерской своему сыну.

     Томас Чиппендейл скончался 13 ноября 1779 года в Лондоне. Похоронен великий мебельный мастер на кладбище St Martins in the Fields.

СЕМЬЯ ТОМАСА ЧИППЕНДЕЙЛА
Отец - Джон Чиппендейл (1690-1768), мебельный мастер.

Первая жена - Кетрин Редшоув (брак с 19.05.1748).
В апреле 1749 года родила, первого ребенка, назвали так же Томасом. После смерти отца, возглавит уже всемирно прославленную мастерскую. В последствии родила еще четырех мальчиков и четырех девочек.

Вторая его жена, по некоторым данным, была неграмотной и в качестве подписи на документах проставляла крестики, родила спустя четыре месяца после свадьбы дочь.

Всего у Томаса Чиппендейла было двенадцать детей, но уже к 1784 году в живых по разным причинам остается только четверо.