ПОБЕДОНО́СЦЕВ Константин Петрович [18(30).11.1827, (по другим данным — 21 мая (2 июня)), Москва – 10(23).3.1907, С.-Петербург], рос. гос. деятель, правовед, публицист, д. тайн. сов. (1883), поч. чл. Петерб. АН (1880). Внук священника, сын проф. словесности Моск. ун-та П. В. Победоносцева (1771–1843). Окончил Уч-ще правоведения (1846). С 1846 на службе в Москве: и. д. обер-секретаря 8-го деп-та Сената (1848–53; высший апелляц. суд по гражд. делам), обер-секретарь Общего собрания моск. деп-тов Сената (с 1853, и. д. до 1858), обер-прокурор 8-го деп-та Сената (1863–66). Одновременно проф. гражд. права Моск. ун-та (1860–65). С 1865 член Консультации при Мин-ве юстиции. Сенатор (с 1868). Член Гос. совета (с 1872).
На рубеже 1850–60-х гг. получил известность как талантливый публицист и знаток гражд. права. Отстаивал принципы гласности и независимости суда. Активно участвовал в разработке «Основных положений преобразования судебной части в России», утверждённых имп. Александром II в 1862, в работе Комиссии для составления проектов законоположений о судебной части (1862–63), подготовившей судебную реформу 1864. Автор фундам. «Курса гражданского права» (ч. 1–3, 1868–80; неоднократно переиздавался, последнее изд. – 2003), использовавшегося и как учебное пособие, и как практич. руководство для юристов, сб-ка материалов по судопроизводству «Судебное руководство» (1872), а также работ по истории рос. гражд. права («Исторические исследования и статьи», 1876, и др.). Преподавал законоведение цесаревичу Николаю Александровичу (с 1861 и вплоть до его смерти в 1865), в 1863 сопровождал его в путешествии по России, получил широкую известность как один из авторов (совм. с И. К. Бабстом) очерков о путешествии, содержавших отклики на злободневные общественно-политич. события («Письма о путешествии Государя Наследника Цесаревича по России от Петербурга до Крыма», публиковались в газ. «Московские ведомости», в 1864 изданы отдельно). Преподавал законоведение вел. кн. Александру Александровичу (с 1881 имп. Александр III) и его супруге Марии Фёдоровне, а также вел. князьям Владимиру Александровичу и Сергею Александровичу, в 1880-е гг. – цесаревичу Николаю Александровичу (с 1894 имп. Николай II).
Политич. взгляды П. эволюционировали. Во 2-й пол. 1850-х – нач. 1860-х гг. выступал в поддержку преобразований имп. Александра II, но призывал к осторожности в проведении реформ, настаивал на необходимости их согласования с историч. традициями России. Под впечатлением от Польского восстания 1863–64 и распространения революц. движения в 1860–70-е гг. перешёл на консервативные позиции, стал отрицательно относиться к законодат. преобразованиям исторически сложившегося обществ. уклада, уделяя гл. внимание воздействию на сознание, духовную жизнь людей, укрепление их нравственности. С сер. 1860-х гг. П. был тесно связан с консервативно-славянофильскими кружками, группировавшимися вокруг имп. Марии Александровны (супруги Александра II) и её фрейлин – сестёр А. Ф. и Д. Ф. Тютчевых, гр. А. Д. Блудовой. Поддерживал отношения с рядом видных славянофилов – И. С. Аксаковым, Ю. Ф. Самариным, поэтом Ф. И. Тютчевым. Активно публиковался в ж. «Гражданин», сотрудничал с Ф. М. Достоевским, вместе с кн. В. П. Мещерским входил в ближайшее окружение вел. кн. Александра Александровича. В период Вост. кризиса 1875–1877 участвовал в движении в поддержку балк. славян, оказывал адм. и юридич. помощь славянским благотворительным комитетам, защищал славянофильские органы печати от цензурных преследований, поддерживал контакты с брит. оппозицией (У. Гладстоном и др.), выступавшей за поиск компромисса с Россией в решении Восточного вопроса. После рус.-тур. войны 1877–78 один из организаторов и первый пред. правления (1879–83) акционерного об-ва Добровольного флота.
Обер-прокурор Синода [24.4(6.5).1880–19.10(1.1).1905]. С 1880 чл. К-та министров. Статс-секретарь Е. И. В. (1894). После убийства народовольцами имп. Александра II (1881) П. сыграл решающую роль в срыве выдвинутых министром внутр. дел М. Т. Лорис-Меликовым планов привлечения выборных от земств и гор. дум к рассмотрению законопроектов. Автор манифеста Александра III от 29.4(11.5).1881 о «незыблемости самодержавия». По рекомендации П. Александр III осуществил ряд назначений на важнейшие гос. посты. П. добился замены Лорис-Меликова гр. Н. П. Игнатьевым, а затем, разочаровавшись в его деятельности, – назначения на пост министра внутр. дел гр. Д. А. Толстого. Способствовал отставке либерально настроенных министров – юстиции Д. Н. Набокова и финансов Н. Х. Бунге. Выступал за ужесточение цензуры, бескомпромиссную борьбу с революц. подпольем, политич. выступлениями земств. Поддерживал в целом консервативный курс правительства Александра III. При участии П. ограничены несменяемость судей (1885), публичность судебных заседаний (1887). Предлагал постепенно отказаться от суда присяжных («суд толпы») по уголовным делам. Вместе с тем П. критиковал отд. положения «контрреформ» 1880–90-х гг., в частности – введение гос. экзаменов для выпускников ун-тов в особо назначаемых комиссиях (настаивал, что экзаменовать студентов должны их преподаватели), сокращение полномочий ректора, отстранение от его выборов преподавательской корпорации при проведении университетской реформы 1884; ликвидацию мирового суда и соединение адм. и судебной власти над крестьянами в руках земских начальников; ряд ключевых новшеств земского положения 1890. Это способствовало расхождению П. во взглядах с деятелями охранительного лагеря – М. Н. Катковым, гр. Д. А. Толстым, кн. В. П. Мещерским.
Добился усиления роли духовенства в начальной школе, непрерывного роста казённого финансирования церковно-приходских школ (с 18,3 тыс. руб. до 10,34 млн. руб. в 1881–1904), полной передачи их в ведение Синода с учреждением Училищного совета при нём (1884), создания особой системы местных органов церковно-школьного управления (к 1903 церковно-приходские школы составляли около половины всех начальных училищ – 44,4 тыс., в них обучались 1,9 млн. уч-ся). По настоянию П. в нач. 1880-х гг. прекращено проводившееся с кон. 1860-х гг. сокращение числа православных приходов и уменьшение состава причтов, а с сер. 1880-х гг. начался рост числа православных приходов и численности православного духовенства (с 90,2 до 103,4 тыс. чел. в 1885–1905). При участии П. в 1893 возобновлён перевод приходского клира на гос. жалованье (гос. расходы по этой статье в 1881–1904 возросли с 5,97 до 11,7 млн. руб.). По инициативе и при поддержке П. реставрировались древние святыни и памятники (Софийский собор в Новгороде, Успенские соборы во Владимире и Москве, Ростовский кремль и др.), велось масштабное строительство церквей в неорусском стиле (Владимирский собор в Киеве, Спасов скит на ст. Борки в честь спасения имп. семьи при ж.-д. катастрофе и др.; в 1885–1905 количество храмов возросло с 41,5 тыс. до 48,4 тыс.), были проведены архиерейские соборы (Киев, 1884; Казань и Иркутск, 1885), миссионерские съезды (Москва, 1887 и 1891; Казань, 1897), массовые церковно-обществ. торжества – в память 1000-летия кончины св. Мефодия (С.-Петербург, 1885), 900-летия Крещения Руси (Киев, 1888), 500-летия кончины Сергия Радонежского (1892, Сергиев Посад и Москва) и др. П. содействовал созданию новых церковно-обществ. союзов (братств) с просветительскими, благотворит. и миссионерскими целями (в 1881–94 основано 22 братства), организации при них, а также при монастырях и церквах библиотек, читален, больниц, богаделен, религ. чтений и собеседований, изданию новых церковных газет и журналов (в 1881 выходило 12 таких изданий, к 1894 учреждено ещё 19 церковных органов периодич. печати). При непосредственном участии П. были реорганизованы синодальные типографии в Москве и С.-Петербурге (в 1881–89 общий тираж их изданий возрос с 900 тыс. экз. до 3 млн. книг и брошюр). П. настоял на восстановлении запрета театральных представлений во время Великого поста (1881), введении дополнит. торжеств. вечерен по воскресеньям и праздникам, сопровождавшихся проповедями и собеседованиями (1885). Был противником канонизации Серафима Саровского, на которой настоял Николай II.
Выступал за усиление в жизни Церкви роли епископата. Настоял на отмене выборности благочинных и передаче их назначения епископам (1881), прекращении вызова белого духовенства для участия в работе Синода (1883). Считал, что и верхи иерархии должны находиться под строгим надзором государства. Это привело П. к конфликту с высшим духовенством. Он принял открытую форму с началом Революции 1905–07, когда П. резко отрицательно отнёсся к выступлению митр. С.-Петербургского и Ладожского Антония (Вадковского) и др. видных иерархов, ратовавших за восстановление патриаршества и созыв Поместного собора (в 1905 благодаря П. созыв Собора был отложен).
По настоянию П. в нач. 1880-х гг. были сорваны распечатание алтарей в храмах Рогожского кладбища в Москве (крупного центра старообрядчества) и признание старообрядч. иерархии Константинопольским патриархатом. П. требовал от Гл. управления по делам печати МВД и от редакторов ведущих газет не допускать публикаций о старообрядцах и выхода в свет старообрядч. сочинений. Проводил жёсткую политику по отношению к «упорствующим» – католикам, лютеранам, униатам, мусульманам, которые в силу разных причин были приписаны к православию, но желали вернуться к своему прежнему вероисповеданию. П. добился принятия мер, резко ограничивших возможность легальной деятельности в России сектантов баптистского толка – пашковцев и особенно последователей штундизма (в 1894 запрещены их молитвенные собрания). Однако в условиях Революции 1905–07 П. оказался бессилен предотвратить принятие имп. Николаем II Манифеста «Об укреплении начал веротерпимости» от 17(30).4.1905, который разрешил переход из православной веры в др. конфессии, улучшил административно-правовое положение старообрядцев, неправославных конфессий и т. д.
Подал в отставку после обнародования Манифеста 17 октября 1905.
Наиболее полное выражение взглядов П. – его «Московский сборник» (1896, 5-е изд.: 1901, переведён на ряд европ. языков). Основу воззрений П. составляло неприятие индивидуализма и рационализма, опора на веру, опыт и приверженность традициям, характерную, по его мнению, для рус. народа. Рассматривал традиц. религ. мировоззрение нар. масс в качестве одной из основ обществ. порядка. В то же время полагал, что народ неспособен к самостоят. историч. деятельности, нуждается в гос. опеке. Резко критиковал парламентаризм («великую ложь нашего времени»), при котором простые люди подпадают под власть, по его убеждению, самозванной и безответственной обществ. верхушки – вождей политич. партий, адвокатов, журналистов. Считал самодержавие силой, способной в равной степени обеспечить благоденствие всех слоёв общества. Подчёркивал, что самодержавие – это прежде всего огромная личная ответственность царя перед Богом, непрерывное служение своему народу, «а потому, в сущности, дело самопожертвования». Вместе с тем осуждал чиновничий бюрократизм. Отвергал принцип свободы совести, который, по его мнению, «обращается на деле в свободу насилия и преследования». Считал, что «государство, которое во имя беспристрастного отношения ко всем верованиям само отрекается от всякого верования», лишается прочной связи с народом.
Автор мемуарных очерков об имп. Александре III, вел. кн. Екатерине Михайловне, кн. В. Ф. Одоевском, баронессе Э. Ф. Раден, Н. И. Ильминском, инициаторе создания училищ для девиц духовного звания Н. П. Шульц и др. Поч. чл. Франц. академии (1883), а также Рус. историч. об-ва (1871), Юридич. об-ва при Моск. ун-те (1873), Православного Палестинского об-ва (1882), Об-ва истории и древностей российских (1900) и др.
Награждён орденами Св. Александра Невского (1883, алмазными знаками к нему – 1888), Св. Владимира 1-й степени (1896), Св. Андрея Первозванного (1898) и др.