ПОЛЕ́НОВ Василий Дмитриевич [20.5(1.6).1844, С.-Петербург – 18.7.1927, усадьба Борок, ныне Поленово, Тульская обл.], рос. живописец, график, сценограф, композитор; академик (1876), проф. (1892), д. чл. (1893) петерб. АХ (в 1905 вышел из состава АХ в знак протеста против расстрела демонстрации 9.1.1905), нар. худ. Республики (1926). Из рода Поленовых, правнук Н. А. Львова, брат Е. Д. Поленовой. В 1859–61 брал уроки живописи и рисования у П. П. Чистякова и Ф. И. Иордана, в 1864 – у И. Н. Крамского. Учился на физико-математич. и юридич. факультетах С.-Петерб. ун-та (1863–72), одновременно в петерб. АХ (вольнослушатель, 1863–71) у П. В. Басина, Ф. А. Бруни и Т. А. Неффа. В 1871 (одновременно с И. Е. Репиным) за конкурсную работу «Воскрешение дочери Иаира» (Музей РАХ, С.-Петербург) получил большую золотую медаль. Пенсионер АХ в Италии, Франции и Германии (1872–76; жил преим. в Париже). В 1876 в составе рус. добровольч. армии участвовал в боевых действиях Сербии и Черногории против тур. войск (сделанные им зарисовки послужили иллюстрациями к его «Дневнику русского добровольца», 1877); как художник-корреспондент был на болг. фронте рус.-тур. войны 1877–78.
Ранние историко-бытовые картины П. созданы в духе «бытового академизма» («Право господина», 1874, ГТГ). Под впечатлением от живописцев барбизонской школы и первых выставок импрессионистов в Париже стал изучать проблемы световоздушной среды (пейзажи-этюды «Рыбацкая лодка. Этрета. Нормандия», «Старые ворота. Вёль», оба – 1874, ГТГ, и др.). По возвращении в Москву (1877) стал чл. ТПХВ (с 1878), Моск. об-ва любителей художеств (с 1879), Моск. т-ва художников (с 1894), участник Абрамцевского художественного кружка. В своих элегических, колористически утончённых пейзажах поэтизировал «сельский уклад» жизни старой столицы («Московский дворик», «Бабушкин сад», оба – 1878, ГТГ); писал также многочисл. виды Абрамцева. «Интимный пейзаж» П. стал самым ранним опытом в рус. живописи обращения к пленэру; он повлиял на формирование творч. почерка многих его учеников, также раннего В. А. Серова. Заинтересовавшись нар. иск-вом и рус. историей, исполнил ряд натурных этюдов древней архитектуры Московского Кремля (1877; б. ч. в ГТГ). Совм. с В. М. Васнецовым создал проект абрамцевской ц. Спаса Нерукотворного (1881–82) – самого раннего сооружения в неорусском стиле (см. илл. к ст. Абрамцево), написал иконы «Спас Нерукотворный», помещённую над входом в храм, и «Благовещение» (обе 1882) для царских врат, выполнил эскизы для церковной утвари. В Абрамцеве П. впервые обратился к театру – участвовал в любительских спектаклях в качестве художника («Алая роза» С. И. Мамонтова, 1883, и др.), также композитора и режиссёра; работал в керамич. мастерской. В Частной русской опере С. И. Мамонтова оформил спектакли «Фауст» Ш. Гуно (1884), «Орфей и Эвридика» К. В. Глюка (1897) и др., в которых предвосхитил мн. новации театрально-декорационного иск-ва мастеров «Мира искусства».
В 1881–82 П. посетил Константинополь, Палестину, Сирию и Египет; зимой 1883–84 жил в Риме. Исполнил многочисл. пленэрные этюды и наброски (ГТГ, ГРМ) к масштабному полотну «Христос и грешница (Кто без греха?)» (1888, ГРМ), замысел которого возник ещё в 1867, а также для др. картин [«На Тивериадском (Генисаретском) озере», 1888, ГТГ]. Этическая проблематика картины «Христос и грешница», в которой показано противостояние толпы и Христа, вызвала горячие споры современников (по требованию Синода картина едва была не снята с экспозиции 15-й передвижной выставки, поскольку Христос изображён без нимба). В 1899 П. снова отправился на Ближний Восток с целью сбора материала для грандиозной филос. евангельской серии «Из жизни Христа» (1890–1900-е гг.; св. 60 картин), которую считал «главным делом» своей жизни.
В 1890 П. построил усадьбу Борок в Тульской губ., на берегу Оки, где возвёл по собств. проектам дом, худож. мастерскую («Аббатство»), ц. Св. Троицы в с. Бёхово (1904–06), создал нар. театр для крестьян и др. (ныне усадьба превращена в музей; см. Поленово); продолжал писать «пейзажи настроения» («Осень в Абрамцеве», 1890, Гос. мемориальный историко-худож. и природный музей-заповедник В. Д. Поленова; «Ранний снег», 1891, ГТГ), близкие по духу И. И. Левитану. В 1914 в Москве была устроена выставка серии картин «Из жизни Христа» для сбора средств в пользу раненных в 1-й мировой войне. Преподавал в МУЖВЗ (1882–95); среди учеников – Левитан, К. А. Коровин, А. Я. Головин, И. С. Остроухов, С. В. Иванов, Л. О. Пастернак, С. А. Виноградов, А. Е. Архипов.
П. с детства занимался музыкой. Увлекался пением крестьян, записывал нар. песни. На развитие его муз. дарования существенное влияние оказали оперы Р. Вагнера (слушал их в Германии), общение с П. Виардо-Гарсия и И. С. Тургеневым в Париже, с С. И. Мамонтовым и Ф. И. Шаляпиным в Москве. В 1906 в Большом зале Моск. консерватории силами любителей исполнена опера П. «Призраки Эллады» (либр. Мамонтова). С 1910 вёл просветит. деятельность в области нар. театра, был организатором и руководителем Секции содействия устройству деревенских, фабричных и школьных театров; в 1915–16 по инициативе и эскизам П. арх. О. О. Шишковский возвёл на Зоологической ул. в Москве дом для этой Секции [с 1921 Дом театрального просвещения им. академика В. Д. Поленова («Театральный дом»)].