ЛЕО́НОВ Леонид Максимович [19(31).5.1899, дер. Полухино Тарусского у. Калужской губ. – 7.8.1994, Москва], рус. писатель, акад. РАН (1972), Герой Соц. Труда (1967). Из купеч. семьи. Сын поэта-самоучки, известного под псевд. Максим Горемыка (1872–1929). По окончании 3-й моск. гимназии (1918) уехал в Архангельск, куда был сослан его отец. В 1918 мобилизован в Белую армию, в 1920 перешёл в РККА; работал в воен. печати. С 1921 жил в Москве. С осени 1929 пред. Всерос. союза сов. писателей.
Дебютировал как поэт (1915); печатал очерки об обществ. жизни, театральные рецензии. Первые прозаич. произведения, отразившие влияние Н. В. Гоголя, Н. С. Лескова, А. М. Ремизова, А. Белого, Е. И. Замятина, Б. А. Пильняка, выдержаны в сказовой манере, в традициях орнаментальной прозы: сказка «Бурыга» (1922), рассказ «Туатамур» (1924) и др. Лит. известность Л. принёс роман «Барсуки» (1924), в котором крестьянский мятеж против сов. власти в нач. 1920-х гг. рассматривается в контексте историч. противостояния города и деревни. Успех имел написанный в форме «романа в романе» и проникнутый антимещанским пафосом роман «Вор» (1927, в новой ред. – 1959, дорабатывался до 1990) о московском преступном мире периода НЭПа; в нём заметно воздействие психологич. прозы Ф. М. Достоевского. Новый период творчества Л. ознаменовал роман «Соть» (1930), в котором показаны масштабные картины строительства социализма, освоения природы, ломки «старого» сознания. Проблема отношения интеллигенции к социалистич. преобразованиям 1920–30-х гг. поднята в романе «Скутаревский» (1932).
С кон. 1920-х гг. выступал и как драматург, преим. в жанре социально-психологич. драмы: «Унтиловск» (пост. 1928, реж. К. С. Станиславский), «Усмирение Бададошкина» (1929), «Половчанские сады», «Волк» (обе 1938), «Метель» (1940; 2-я ред. – 1963), «Обыкновенный человек» (1942). Теме героич. борьбы сов. народа с фашизмом посвящены пьесы «Нашествие» (1942, Гос. пр. СССР, 1943; 2-я ред. – 1964), «Лёнушка» (1943). Нравственная проблематика – в центре филос. драмы «Золотая карета» (1946; 2-я ред. – 1955; 3-я ред. – 1964).
Раздумьями о рус. нац. характере и его глубокой связи с родной природой пронизан роман «Русский лес» (1953, Ленинская пр., 1957), развивающий тему противостояния творч. труда и карьеризма. В мистико-филос. «романе-наваждении» «Пирамида» (1994) предпринята попытка осмыслить драматичные события рос. истории, причину которых Л. усматривает в отходе рус. человека от Бога. Среди др. произведений: повесть «Evgenia Ivanovna» (1938, опубл. в 1963) о трагич. судьбах рус. эмиграции; киноповесть «Бегство мистера Мак-Кинли» (1961, экранизация 1975, реж. М. А. Швейцер; Гос. пр. СССР, 1977) в форме сатирич. памфлета; публицистика и лит. критика (сб-ки «Статьи военных лет», 1946, «В наши годы», 1949, «Литература и время», 1964, «Литературные выступления», 1966).
Награждён 6 орденами Ленина и др.