БАКУ́НИН Михаил Александрович [18(30).5.1814, с. Прeмухино Новоторжского у. Тверской губ. – 1.7.1876, Берн, Швейцария], рос. философ, публицист, деятель революц. движения, один из идеологов анархизма и народничества. Из рода Бакуниных. Учился в Михайловском артиллерийском уч-ще в С.-Петербурге (1828–34), служил в артиллерийских частях в Минской и Гродненской губерниях. С 1835 в отставке, поселился в Москве. Чл. кружка Н. В. Станкевича; изучал труды И. Канта, И. Фихте, с 1837 Г. Гегеля, пропагандировал его идеи. Был деятельным участником философской и лит. полемики 1830-х гг. В 1840 выехал в Германию, слушал лекции Ф. Шеллинга в Берлинском ун-те. В 1842 вошёл в кружок левых гегельянцев, переехал в Дрезден, где опубликовал статью «Реакция в Германии», в которой впервые провозгласил необходимость «полного уничтожения существующего политического и социального строя». В 1843 в Швейцарии познакомился с В. Вейтлингом и его теорией. В 1844 рос. правительство, узнав о связях Б. с радикалами, предписало ему вернуться в Россию; после его отказа решением Сената Б. заочно приговорён к ссылке в Сибирь. Поселился в Париже, сблизился с П. Прудоном, П. Леру, Э. Кабе, познакомился с известными европ. радикалами и установил контакты с польск. эмигрантами, с помощью которых надеялся устроить революц. выступления в России. В кон. 1847 по требованию рос. правительства выслан из Франции.
С сер. 1840-х гг. последовательно выступал за революц. разрешение слав. вопроса, создание федерации слав. народов. В 1848 участвовал в работе Слав. съезда в Праге (см. Славянские съезды). Один из руководителей Пражского восстания 1848 и восстания в Дрездене 1849 (см. Революция 1848–49 в Германии); арестован, приговорён к смертной казни, после замены приговора пожизненным заключением передан австр. властям, в 1851 передан ими рос. властям. Содержался в Петропавловской крепости, где по требованию имп. Николая I написал «Исповедь» (должна была свидетельствовать о раскаянии Б.), в которой рассказал о своём участии в революц. событиях в Европе. В 1854 переведён в Шлиссельбургскую крепость; в 1857 повелением имп. Александра II сослан на поселение в Сибирь, жил в Томске, с 1859 в Иркутске, установил нелегальную переписку с А. И. Герценом и Н. П. Огарёвым. В 1861 бежал через Японию и Америку в Лондон. Сотрудничал в газ. «Колокол», установил связи с об-вом «Земля и воля» 1860-х гг. Активно поддержал Польское восстание 1863–64, участвовал в неудачной попытке экспедиции на пароходе для помощи повстанцам. В 1864 вступил в Интернационал 1-й (далее И.). В 1864–67 жил в Италии, затем – в Швейцарии.
В сер. 1860-х гг. окончательно оформилась концепция анархизма Б. Отрицая любую форму гос. власти, Б. считал, что общество должно быть организовано «снизу вверх» (в виде федерации самоуправляющихся общин, артелей, ассоциаций, областей, народов); рассматривал будущее общество как торжество свободы, при которой возможно наиболее полное развитие всех человеческих способностей. В 1864–65 создал тайное об-во «Интернациональное братство», в 1868 – анархич. орг-цию «Международный альянс социалистической демократии» (вошла в состав И.). В 1869 Б. вместе с С. Г. Нечаевым и Н. П. Огарёвым организовал доставку в Россию агитац. брошюр; в 1870 разошёлся с С. Г. Нечаевым в вопросе о методах революц. борьбы, сформулированных в «Катехизисе революционера» (Б. считал недопустимыми мистификации и организацию провокаций). В 1870 пытался поднять вооруж. восстание в Лионе, в 1874 участвовал в выступлении анархистов в Болонье. Растущее влияние Б. и его сторонников в И. вызвало резкое противодействие со стороны К. Маркса и Ф. Энгельса. В 1872 Б. исключён из И. как основатель «Альянса» и за личный проступок (не осуществил перевод «Капитала» Маркса, истратил полученный за него аванс). В ответ написал кн. «Государственность и анархия» (1873), в которой подверг критике модель «гос. социализма» (сохранение гос-ва и его аппарата принуждения); раздел «Прибавление А» стал одним из программных документов рос. радикального движения 1870-х гг., в т. ч. организации «Земля и воля» 1870-х гг. Считая рус. крестьянина «прирождённым социалистом», а общинное землевладение – основой будущего социалистич. устройства, Б. полагал, что «ничего не стоит поднять любую деревню». Под влиянием Б. оформилось «бунтарское» направление в народничестве, оно выразилось в «летучей пропаганде» в рос. деревне – в одном из направлений движения «хождения в народ». Идеи Б. нашли отражение в программах и деятельности ряда народнич. кружков последней трети 19 в., рос. анархич. организаций 1900–20-х и 1980–90-х гг., а также в выступлениях европ. радикалов в 1968 и совр. движении антиглобалистов.