https://i.imgur.com/HlfbDoil.jpg
фото: politforums.net

БАКУ́НИН Ми­ха­ил Алек­сан­д­ро­вич [18(30).5.1814, с. Прeмухино Но­во­торж­ско­го у. Твер­ской губ. – 1.7.1876, Берн, Швей­ца­рия], рос. фи­ло­соф, пуб­ли­цист, дея­тель ре­во­люц. дви­же­ния, один из идео­ло­гов анар­хиз­ма и на­род­ни­че­ст­ва. Из ро­да Ба­ку­ни­ных. Учил­ся в Ми­хай­лов­ском ар­тил­ле­рий­ском уч-ще в С.-Пе­тер­бур­ге (1828–34), слу­жил в ар­тил­ле­рий­ских час­тях в Мин­ской и Грод­нен­ской гу­бер­ни­ях. С 1835 в от­став­ке, по­се­лил­ся в Мо­ск­ве. Чл. круж­ка Н. В. Стан­ке­ви­ча; изу­чал тру­ды И. Кан­та, И. Фих­те, с 1837 Г. Ге­ге­ля, про­па­ган­ди­ро­вал его идеи. Был дея­тель­ным уча­ст­ни­ком фи­лософской и лит. по­ле­ми­ки 1830-х гг. В 1840 вы­ехал в Гер­ма­нию, слу­шал лек­ции Ф. Шел­лин­га в Бер­лин­ском ун-те. В 1842 во­шёл в кру­жок ле­вых ге­гель­янцев, пе­ре­ехал в Дрез­ден, где опуб­ликовал ста­тью «Ре­ак­ция в Гер­ма­нии», в ко­то­рой впер­вые про­воз­гла­сил не­об­хо­ди­мость «пол­но­го унич­то­же­ния су­ще­ст­вую­ще­го по­ли­ти­че­ско­го и со­ци­аль­но­го строя». В 1843 в Швей­ца­рии по­зна­ко­мил­ся с В. Вейт­лин­гом и его тео­ри­ей. В 1844 рос. пра­ви­тель­ст­во, уз­нав о свя­зях Б. с ра­ди­ка­ла­ми, пред­пи­са­ло ему вер­нуть­ся в Рос­сию; по­сле его от­ка­за ре­ше­ни­ем Се­на­та Б. за­оч­но при­го­во­рён к ссыл­ке в Си­бирь. По­се­лил­ся в Па­ри­же, сбли­зил­ся с П. Пру­до­ном, П. Ле­ру, Э. Ка­бе, по­зна­ко­мил­ся с из­вест­ны­ми ев­роп. ра­ди­ка­ла­ми и ус­та­но­вил кон­так­ты с польск. эмиг­ран­та­ми, с по­мо­щью ко­торых на­де­ял­ся уст­ро­ить ре­во­люц. вы­сту­п­ле­ния в Рос­сии. В кон. 1847 по тре­бо­ва­нию рос. пра­ви­тель­ст­ва вы­слан из Фран­ции.

С сер. 1840-х гг. по­сле­до­ва­тель­но вы­сту­пал за ре­во­люц. раз­ре­ше­ние слав. во­про­са, соз­да­ние фе­де­ра­ции слав. на­ро­дов. В 1848 уча­ст­во­вал в ра­бо­те Слав. съез­да в Пра­ге (см. Сла­вян­ские съез­ды). Один из ру­ко­во­ди­те­лей Праж­ско­го вос­ста­ния 1848 и вос­ста­ния в Дрез­де­не 1849 (см. Ре­во­лю­ция 1848–49 в Гер­ма­нии); аре­сто­ван, при­го­во­рён к смерт­ной каз­ни, по­сле за­ме­ны при­го­во­ра по­жиз­нен­ным за­клю­че­ни­ем пе­ре­дан австр. вла­стям, в 1851 пе­ре­дан ими рос. вла­стям. Со­дер­жал­ся в Пе­тро­пав­лов­ской кре­по­сти, где по тре­бо­ва­нию имп. Ни­ко­лая I на­пи­сал «Ис­по­ведь» (долж­на бы­ла сви­де­тель­ст­во­вать о рас­кая­нии Б.), в ко­то­рой рас­ска­зал о сво­ём уча­стии в ре­во­люц. со­бы­ти­ях в Ев­ро­пе. В 1854 пе­ре­ведён в Шлис­сель­бург­скую кре­пость; в 1857 по­ве­ле­ни­ем имп. Алек­сан­д­ра II со­слан на по­се­ле­ние в Си­бирь, жил в Том­ске, с 1859 в Ир­кут­ске, ус­та­но­вил не­ле­галь­ную пе­ре­пис­ку с А. И. Гер­це­ном и Н. П. Ога­рё­вым. В 1861 бе­жал че­рез Япо­нию и Аме­ри­ку в Лон­дон. Со­труд­ни­чал в газ. «Ко­ло­кол», ус­та­но­вил свя­зи с об-вом «Зем­ля и во­ля» 1860-х гг. Ак­тив­но под­дер­жал Поль­ское вос­ста­ние 1863–64, уча­ст­во­вал в не­удач­ной по­пыт­ке экс­пе­ди­ции на па­ро­хо­де для по­мо­щи пов­стан­цам. В 1864 всту­пил в Ин­тер­на­цио­нал 1-й (да­лее И.). В 1864–67 жил в Ита­лии, за­тем – в Швей­ца­рии.

В сер. 1860-х гг. окон­ча­тель­но офор­ми­лась кон­цеп­ция анар­хиз­ма Б. От­ри­цая лю­бую фор­му гос. вла­сти, Б. счи­тал, что об­ще­ст­во долж­но быть ор­га­ни­зо­ва­но «сни­зу вверх» (в ви­де фе­де­ра­ции са­мо­управ­ляю­щих­ся об­щин, ар­те­лей, ас­со­циа­ций, об­лас­тей, на­ро­дов); рас­смат­ри­вал бу­ду­щее об­ще­ст­во как тор­же­ст­во сво­бо­ды, при ко­то­рой воз­мож­но наи­бо­лее пол­ное раз­ви­тие всех че­ло­ве­че­ских спо­соб­но­стей. В 1864–65 соз­дал тай­ное об-во «Ин­тер­на­цио­наль­ное брат­ст­во», в 1868 – анар­хич. орг-цию «Ме­ж­ду­на­род­ный аль­янс со­циа­ли­сти­че­ской де­мокра­тии» (во­шла в со­став И.). В 1869 Б. вме­сте с С. Г. Не­чае­вым и Н. П. Ога­рё­вым ор­га­ни­зо­вал дос­тав­ку в Рос­сию аги­тац. бро­шюр; в 1870 ра­зо­шёл­ся с С. Г. Не­чае­вым в во­про­се о ме­то­дах ре­во­люц. борь­бы, сфор­му­ли­ро­ван­ных в «Ка­те­хи­зи­се ре­во­лю­цио­не­ра» (Б. счи­тал не­до­пус­ти­мы­ми мис­ти­фи­ка­ции и ор­га­ни­за­цию про­во­ка­ций). В 1870 пы­тал­ся под­нять воо­руж. вос­ста­ние в Лио­не, в 1874 уча­ст­во­вал в вы­сту­п­ле­нии анар­хи­стов в Бо­ло­нье. Рас­ту­щее влия­ние Б. и его сто­рон­ни­ков в И. вы­зва­ло рез­кое про­ти­во­дей­ст­вие со сто­ро­ны К. Мар­кса и Ф. Эн­гель­са. В 1872 Б. ис­клю­чён из И. как ос­но­ва­тель «Аль­ян­са» и за лич­ный про­сту­пок (не осу­ще­ст­вил пе­ре­вод «Ка­пи­та­ла» Мар­кса, ис­т­ра­тил по­лу­чен­ный за не­го аванс). В от­вет на­пи­сал кн. «Го­су­дар­ст­вен­ность и анар­хия» (1873), в ко­то­рой под­верг кри­ти­ке мо­дель «гос. со­циа­лиз­ма» (со­хра­не­ние гос-ва и его ап­па­ра­та при­ну­ж­де­ния); раз­дел «При­бав­ле­ние А» стал од­ним из про­грамм­ных до­ку­мен­тов рос. ра­ди­каль­но­го дви­же­ния 1870-х гг., в т. ч. ор­га­ни­за­ции «Зем­ля и во­ля» 1870-х гг. Счи­тая рус. кре­сть­яни­на «при­ро­ж­дён­ным со­циа­ли­стом», а об­щин­ное зем­ле­вла­де­ние – ос­но­вой бу­ду­ще­го со­циа­ли­стич. уст­рой­ст­ва, Б. по­ла­гал, что «ни­че­го не сто­ит под­нять лю­бую де­рев­ню». Под влия­ни­ем Б. офор­ми­лось «бун­тар­ское» на­прав­ле­ние в на­род­ни­че­ст­ве, оно вы­ра­зи­лось в «ле­ту­чей про­па­ган­де» в рос. де­рев­не – в од­ном из на­прав­ле­ний дви­же­ния «хо­ж­де­ния в на­род». Идеи Б. на­шли от­ра­же­ние в про­грам­мах и дея­тель­но­сти ря­да на­род­нич. круж­ков по­след­ней тре­ти 19 в., рос. анар­хич. ор­га­ни­за­ций 1900–20-х и 1980–90-х гг., а так­же в вы­сту­п­ле­ни­ях ев­роп. ра­ди­ка­лов в 1968 и совр. дви­же­нии ан­ти­гло­ба­ли­стов.