https://i.imgur.com/CEYcCzYl.jpg
фото: postila.ru

ФАБЕРЖЕ́ Пе­тер Карл (Карл Гус­та­во­вич) [18(30).5.1846, С.-Пе­тер­бург – 24.9.1920, Ло­зан­на], рос. юве­лир. Сын юве­ли­ра и куп­ца, уро­жен­ца г. Пер­нов (ны­не Пяр­ну), по­том­ка франц. гу­ге­но­тов Пе­те­ра Гус­та­ва Фа­бер­же (1814–94). Юве­лир­но­му де­лу обу­чал­ся у от­ца и во Франк­фур­те-на-Май­не, изу­чал так­же ком­мер­цию и ис­то­рию иск-ва. В 1872 воз­гла­вил се­мей­ное пред­при­ятие; под его ру­ко­вод­ством тор­го­вый дом «К. Фа­бер­же» стал од­ним из круп­ней­ших юве­лир­ных пред­при­яти­ий Рос. им­пе­рии. С 1885 по­став­щик дво­ра Е. И. В., с 1890 оцен­щик Ка­би­не­та Е. И. В., с 1897 по­став­щик ко­ро­ля Швед­ско­го и Нор­веж­ско­го, с 1910 при­двор­ный юве­лир. Осн. юве­лир­ное про­из-во Ф. на­хо­ди­лось в С.-Пе­тер­бур­ге; тор­го­вые фи­лиа­лы – в Мо­ск­ве (с 1887), Одес­се (с 1900), Лон­до­не (с 1903) и Ки­е­ве (1905–10). К нач. 1918 фир­ма Ф. пре­кра­ти­ла су­ще­ст­во­ва­ние.

У Ф. ра­бо­та­ли юве­ли­ры М. Пер­хин, Х. Виг­ст­рём, Ю. Ра­поп­порт, худ. Ф. Бир­ба­ум. Стиль Ф. ос­но­вы­вал­ся на со­че­тании приё­мов ис­то­ри­че­ских сти­лей (позд­нее – сти­ля мо­дерн) с осо­бой эле­гант­но­стью: пред­ме­ты из зо­ло­та и се­реб­ра, по­кры­тые не­обы­чай­но раз­но­об­раз­ной по цве­то­вой па­лит­ре (св. 100 от­тен­ков) эма­лью – цер­ков­ная ут­варь, юве­лир­ные ук­ра­ше­ния, ча­сы, из­де­лия в ви­де цве­тов, по­ме­щён­ных в ва­зоч­ки из гор­но­го хру­ста­ля («Оду­ван­чик», ме­ж­ду 1914 и 1917, Му­зеи Мо­с­ков­ско­го Крем­ля) и мн. др. С 1885 по за­ка­зам имп. Алек­сан­д­ра III Ф. соз­да­вал юве­лир­ные пас­халь­ные яй­ца в ка­че­ст­ве по­дар­ков имп. Ма­рии Фё­до­ров­не, с 1894 по за­ка­зам имп. Ни­ко­лая II – по 2 пас­халь­ных яй­ца (для вдов­ст­вую­щей им­пе­рат­ри­цы и имп. Алек­сан­д­ры Фё­до­ров­ны). Ны­не эти из­де­лия на­хо­дят­ся в разл. му­зе­ях и ча­ст­ных со­б­ра­ни­ях (са­мая боль­шая кол­лек­ция из 10 ра­бот – в Му­зе­ях Мо­с­ков­ско­го Крем­ля). В 2013 в С.-Пе­тер­бур­ге от­крыт Му­зей Ф. (на ос­но­ве кол­лек­ции фон­да «Связь вре­мён»).