https://i.imgur.com/BqOyeivl.jpg
фото: interesnyefakty.org

БА́ТЮШКОВ Кон­стан­тин Ни­ко­лае­вич [18(29).5.1787, Во­ло­гда – 7(19).7.1855, там же], рус. по­эт. Дво­ря­нин. Двою­род­ный пле­мян­ник М. Н. Му­равь­ё­ва. Учил­ся в пе­терб. ча­ст­ных пан­сио­нах (1797–1802), с 1802 со­труд­ник деп-та Мин-ва нар. про­све­ще­ния. В 1807–09 уча­ст­ник во­ен. дей­ст­вий рус. ар­мии в Прус­сии, Фин­лян­дии; был тя­же­ло ра­нен. Вый­дя в от­став­ку, сбли­зил­ся с В. А. Жу­ков­ским, П. А. Вя­зем­ским, В. Л. Пуш­ки­ным. В 1813–15 Б. вновь в дей­ст­вую­щей ар­мии. Осе­нью 1815 за­оч­но при­нят в чле­ны лит. об-ва «Ар­за­мас». В 1817 вы­шли два то­ма со­чи­не­ний Б. – «Опы­ты в сти­хах и про­зе». В 1818 Б. при­чис­лен к рус. ди­пло­ма­тич. мис­сии в Ита­лии. В нач. 1820-х гг. обо­ст­ри­лось тя­жё­лое на­след­ст­вен­ное пси­хич. за­бо­ле­ва­ние Б. В 1824–28 он на­хо­дил­ся в боль­ни­це для ду­шев­но­боль­ных в Сак­со­нии, за­тем – под на­блю­де­ни­ем вра­ча в Мо­ск­ве; в 1833 Б. был офи­ци­аль­но уво­лен со служ­бы, пе­ре­ве­зён к пле­мян­ни­ку в Во­ло­гду, в до­ме ко­то­ро­го и умер от ти­фа.

Б. де­бю­ти­ро­вал в пе­ча­ти в 1805 («По­сла­ние к сти­хам мо­им»). При­зна­ние при­шло в нач. 1810-х гг., ко­гда в ж. «Вест­ник Ев­ро­пы» бы­ли опуб­ли­ко­ва­ны луч­шие об­раз­цы его лёг­кой по­эзии, в ко­то­рой при­зы­вы к на­сла­ж­де­нию ра­до­стя­ми бы­тия со­че­та­лись с тра­ги­че­ским ощу­щени­ем ми­мо­лёт­но­сти кра­со­ты и ско­ро­теч­но­сти жиз­ни. Из­вест­ность по­лу­чи­ла на­пи­сан­ная в 1809 и ра­зо­шед­шая­ся в спи­сках са­ти­ра Б. «Ви­де­ние на бре­гах Ле­ты», на­прав­лен­ная про­тив чле­нов «Бе­се­ды лю­би­те­лей рус­ско­го сло­ва», вра­ж­деб­ной сто­рон­ни­кам Н. М. Ка­рам­зи­на, к ко­то­рым от­но­сил­ся Б. Отеч. вой­на 1812 рас­ши­ря­ет те­ма­тич. диа­па­зон по­эзии Б., рез­ко ме­няя её об­щий тон: в ней по­яв­ля­ют­ся те­мы че­ло­ве­че­ских стра­да­ний, тор­же­ст­ва зла («К Даш­ко­ву», 1813, и др.), ре­лиг. на­строе­ния (эле­гии «На­де­ж­да», «К дру­гу», обе 1815) и вме­сте с тем глу­бо­кий пес­си­мизм («Ты зна­ешь, что из­рек…», 1821).

Меч­та­тель­ная ме­лан­хо­лич­ность по­эзии Б., её пси­хо­ло­гизм, про­явив­ший­ся в ин­те­ре­се к внут­рен­ней жиз­ни че­ло­ве­ка, ед­ва за­мет­ным дви­же­ни­ям его ду­ши, культ сво­бо­ды твор­че­ст­ва спо­соб­ст­во­ва­ли фор­ми­ро­ва­нию эс­те­ти­ки рус. ро­ман­тиз­ма. Б. пред­вос­хи­тил осу­ще­ст­в­лён­ный ро­ман­ти­ка­ми раз­рыв с жан­ро­вы­ми ка­но­на­ми: так, в эле­гию он ввёл ге­до­ни­стич. мо­ти­вы («Ве­сё­лый час», 1810; «Мой ге­ний», 1815, и др.), ис­то­рич. те­ма­ти­ку («На раз­ва­ли­нах зам­ка в Шве­ции», 1814; «Уми­раю­щий Тасс», «Ге­зи­од и Омир, со­пер­ни­ки», «Пе­ре­ход че­рез Рейн», все  1817). Дру­гой из­люб­лен­ный Б. жанр, по­сла­ние, уда­ля­ясь от тра­ди­ции са­ти­рич. по­сла­ний, ста­но­вит­ся ин­тим­ным, ка­мер­ным, по­ве­ст­вуя о жиз­ни ча­ст­но­го че­ло­ве­ка («Мои Пе­на­ты», 1814, и др.). Б. соз­дал за­ме­ча­тель­ные об­раз­цы ан­то­ло­ги­че­ской ли­ри­ки (цикл «Под­ра­жа­ния древ­ним», 1821, и др.), в ко­то­рую не­ред­ко прив­но­сил не­ха­рак­тер­ные для неё но­ты ме­лан­хо­лич. гру­сти («Ты про­бу­ж­да­ешь­ся, о Байя, из гроб­ни­цы…», 1819, опубл. в 1857). Осо­бое ме­сто в твор­че­ст­ве Б. за­ни­ма­ют его пе­ре­во­ды-пе­ре­ло­же­ния из Ф. Пет­рар­ки, Т. Тас­со, Э. Пар­ни, Дж. Кас­ти, Ти­бул­ла, др. ан­тич­ных по­этов («Из гре­че­ской ан­то­ло­гии», 1817–18). Му­зы­каль­ная гар­мо­ния сти­ха, соз­да­вае­мая мно­го­числ. ал­ли­те­ра­ция­ми и зия­ния­ми, в со­че­та­нии с от­то­чен­но­стью, скульп­тур­но­стью по­этич. фор­мы – ха­рак­тер­ные при­ме­ты ба­тюш­ков­ско­го сти­ля. Эс­те­тич. прин­ци­пы, во­пло­тив­шие­ся в по­эзии Б., бы­ли сфор­му­ли­ро­ва­ны им в про­за­ич. со­чи­не­ни­ях: «Речь о влия­нии лёг­кой по­эзии на язык», «Не­что о по­эте и по­эзии», «Ари­ост и Тасс», «Пет­рар­ка» (все 1816), и др. Поэ­зия и про­за Б. ока­за­ли боль­шое влия­ние на по­сле­дую­щее раз­ви­тие рус. лит-ры, под­го­то­вив во мно­гом твор­че­ст­во А. С. Пуш­ки­на.