БА́ТЮШКОВ Константин Николаевич [18(29).5.1787, Вологда – 7(19).7.1855, там же], рус. поэт. Дворянин. Двоюродный племянник М. Н. Муравьёва. Учился в петерб. частных пансионах (1797–1802), с 1802 сотрудник деп-та Мин-ва нар. просвещения. В 1807–09 участник воен. действий рус. армии в Пруссии, Финляндии; был тяжело ранен. Выйдя в отставку, сблизился с В. А. Жуковским, П. А. Вяземским, В. Л. Пушкиным. В 1813–15 Б. вновь в действующей армии. Осенью 1815 заочно принят в члены лит. об-ва «Арзамас». В 1817 вышли два тома сочинений Б. – «Опыты в стихах и прозе». В 1818 Б. причислен к рус. дипломатич. миссии в Италии. В нач. 1820-х гг. обострилось тяжёлое наследственное психич. заболевание Б. В 1824–28 он находился в больнице для душевнобольных в Саксонии, затем – под наблюдением врача в Москве; в 1833 Б. был официально уволен со службы, перевезён к племяннику в Вологду, в доме которого и умер от тифа.
Б. дебютировал в печати в 1805 («Послание к стихам моим»). Признание пришло в нач. 1810-х гг., когда в ж. «Вестник Европы» были опубликованы лучшие образцы его лёгкой поэзии, в которой призывы к наслаждению радостями бытия сочетались с трагическим ощущением мимолётности красоты и скоротечности жизни. Известность получила написанная в 1809 и разошедшаяся в списках сатира Б. «Видение на брегах Леты», направленная против членов «Беседы любителей русского слова», враждебной сторонникам Н. М. Карамзина, к которым относился Б. Отеч. война 1812 расширяет тематич. диапазон поэзии Б., резко меняя её общий тон: в ней появляются темы человеческих страданий, торжества зла («К Дашкову», 1813, и др.), религ. настроения (элегии «Надежда», «К другу», обе 1815) и вместе с тем глубокий пессимизм («Ты знаешь, что изрек…», 1821).
Мечтательная меланхоличность поэзии Б., её психологизм, проявившийся в интересе к внутренней жизни человека, едва заметным движениям его души, культ свободы творчества способствовали формированию эстетики рус. романтизма. Б. предвосхитил осуществлённый романтиками разрыв с жанровыми канонами: так, в элегию он ввёл гедонистич. мотивы («Весёлый час», 1810; «Мой гений», 1815, и др.), историч. тематику («На развалинах замка в Швеции», 1814; «Умирающий Тасс», «Гезиод и Омир, соперники», «Переход через Рейн», все 1817). Другой излюбленный Б. жанр, послание, удаляясь от традиции сатирич. посланий, становится интимным, камерным, повествуя о жизни частного человека («Мои Пенаты», 1814, и др.). Б. создал замечательные образцы антологической лирики (цикл «Подражания древним», 1821, и др.), в которую нередко привносил нехарактерные для неё ноты меланхолич. грусти («Ты пробуждаешься, о Байя, из гробницы…», 1819, опубл. в 1857). Особое место в творчестве Б. занимают его переводы-переложения из Ф. Петрарки, Т. Тассо, Э. Парни, Дж. Касти, Тибулла, др. античных поэтов («Из греческой антологии», 1817–18). Музыкальная гармония стиха, создаваемая многочисл. аллитерациями и зияниями, в сочетании с отточенностью, скульптурностью поэтич. формы – характерные приметы батюшковского стиля. Эстетич. принципы, воплотившиеся в поэзии Б., были сформулированы им в прозаич. сочинениях: «Речь о влиянии лёгкой поэзии на язык», «Нечто о поэте и поэзии», «Ариост и Тасс», «Петрарка» (все 1816), и др. Поэзия и проза Б. оказали большое влияние на последующее развитие рус. лит-ры, подготовив во многом творчество А. С. Пушкина.