https://i.imgur.com/aZpq9sLl.jpg
фото: meme-arsenal.com

ЧЕ́СТЕРТОН (Chesterton) Гил­берт Кит (29.5.1874, Лон­дон – 14.6.1936, Биконс­филд), англ. пи­са­тель, пуб­ли­цист, ре­лиг. мыс­ли­тель. Ро­дил­ся в се­мье тор­гов­ца не­дви­жи­мо­стью. В 1892–95 учил­ся в Шко­ле ис­кусств Слей­да Лон­дон­ско­го уни­вер­си­тет­ско­го кол­лед­жа, од­но­вре­мен­но по­се­щая лек­ции по ис­то­рии ли­те­ра­ту­ры. В го­ды учё­бы вы­сту­пал с по­этич. опы­та­ми, стать­я­ми и ре­цен­зия­ми. С 1896 со­труд­ник кни­го­из­да­тель­ской фир­мы, с кон. 1890-х гг. пуб­ли­ко­вал­ся в ве­ду­щих пе­рио­дич. из­да­ни­ях Лон­до­на. Ост­ро­умие, изя­ще­ст­во сти­ля, тон­кая язы­ко­вая иг­ра, па­ра­док­саль­ность мыс­ли, сдер­жан­ная иро­ния при­нес­ли Ч. ши­ро­кую по­пу­ляр­ность.

Как по­эт де­бю­ти­ро­вал сб-ка­ми «Иг­раю­щие ста­ри­ки» («Greybeards at play») и «Ди­кий ры­царь» («The wild knight», оба 1900). Очер­ки о Р. Брау­нин­ге (1903) и Ч. Дик­кен­се (1906) по­слу­жи­ли на­ча­лом боль­шо­го цик­ла ис­то­ри­ко-лит. ра­бот Ч., по­свя­щён­ных твор­че­ст­ву круп­ней­ших англ. пи­са­те­лей (У. Блейк, У. Коб­бет, В. Скотт, Р. Л. Сти­вен­сон, Дж. Чо­сер, Б. Шоу и др.). Осо­бое ме­сто сре­ди них за­ни­ма­ют кни­ги «Вик­то­ри­ан­ский пе­ри­од в ли­те­ра­ту­ре» («The Victorian age in literature», 1913) и «Вос­при­ятие и кри­ти­ка твор­че­ст­ва Чар­лза Дик­кен­са» («Appreciations and criticisms of the works of Charles Dickens», 1911), от­ме­чен­ные тон­ким по­ни­ма­ни­ем лит. осо­бен­но­стей кон­крет­ной ис­то­рич. эпо­хи и глу­бо­ким про­ник­но­ве­ни­ем в пи­са­тель­скую пси­хо­ло­гию.

В цен­тре раз­но­об­раз­ных по жан­рам про­из­ве­де­ний Ч. – изо­бра­жае­мая с не­под­дель­ной сим­па­ти­ей и мяг­ким юмо­ром «ста­рая до­б­рая Анг­лия». Сб-ки рас­ска­зов об от­це Брау­не – внеш­не ко­мич­ном ка­то­лич. свя­щен­ни­ке, ко­то­рый ока­зы­ва­ет­ся тон­ким на­блю­да­те­лем-ана­ли­ти­ком, спо­соб­ным рас­пу­тать са­мые за­га­доч­ные пре­сту­п­ле­ния и раз­ру­шить злой умы­сел сво­им доб­ро­сер­де­чи­ем и здра­вым смыс­лом, – «Не­ве­де­ние от­ца Брау­на» («The innocence of Father Brown», 1911), «Муд­рость от­ца Брау­на» («The wisdom of Father Brown», 1914), «Не­до­вер­чи­вость от­ца Брау­на» («The incredulity of Father Brown», 1926), «Тай­на от­ца Брау­на» («The secret of Father Brown», 1927), «Скан­даль­ное про­ис­ше­ст­вие с от­цом Брау­ном» («The scandal of Father Brown», 1935) сыг­ра­ли важ­ную роль в ста­нов­ле­нии жан­ра иро­нич. де­тек­ти­ва. Сре­ди про­из­ве­де­ний: ро­ма­ны «На­по­ле­он из Нот­тинг-хил­ла» («The Napoleon of Notting Hill», 1904; рус. пер. 1925 – «На­по­ле­он из при­го­ро­да»), «Че­ло­век, ко­то­рый был Чет­вер­гом» («The man, who was Thursday», 1908, рус. пер. 1914), «Пе­ре­лёт­ный ка­бак» («The flying inn», 1914, рус. пер. 1927) и др.; бал­ла­ды, по­эмы, пье­сы, эс­се; ав­то­био­гра­фия («Autobiography», 1936, рус. пер. 1984).

По­лучил из­вест­ность так­же как ре­лиг. мыс­ли­тель. В 1922 пе­ре­шёл из анг­ли­кан­ст­ва в ка­то­ли­че­ст­во. Ав­тор ре­лиг.-фи­лос. пуб­ли­ци­сти­ки: «Ере­ти­ки» («Heretics», 1905, рус. пер. 1984), «Ор­то­док­сия» («Or­thodoxy», 1908), «Веч­ный че­ло­век» («The Everlasting man», 1925, рус. пер. 1991; апо­ло­гия хри­сти­ан­ст­ва), «Ка­то­ли­че­ская цер­ковь и об­ра­ще­ние» («The Catholic Church and conversion», 1926), «Ут­вер­жде­ния и от­ри­ца­ния» («Avowals and denials», 1934; по­ле­ми­ка, в т. ч. с ниц­ше­ан­ст­вом и тол­стов­ст­вом) и др.; био­гра­фий Фран­ци­ска Ас­сиз­ско­го (1923) и Фо­мы Ак­вин­ско­го (1933).