https://i.imgur.com/PUIWmgol.jpg
фото: paruslife.ru

ДУНКА́Н, Дáн­кан (Duncan) Ай­се­до­ра (26.5.1877, Сан-Фран­ци­ско – 14.9.1927, Ниц­ца), амер. тан­цов­щи­ца. Ро­ди­лась в се­мье пре­по­да­ва­тель­ни­цы му­зы­ки. Пер­вые вы­сту­п­ле­ния Д. со­стоя­лись в Чи­ка­го в 1895. С 1899 в Лон­до­не. В 1901 в Па­ри­же всту­пи­ла в труп­пу Л. Фул­лер. Пер­вый боль­шой пуб­лич­ный ус­пех при­шёл к Д. по­сле её вы­сту­п­ле­ния в Бу­да­пеш­те 19.4.1902. Она от­кры­ла шко­лы тан­ца в Гер­ма­нии (Грюн­вальд, 1904), Фран­ции (1909). Час­то вы­сту­па­ла в Мо­ск­ве и С.-Пе­тер­бур­ге (1905–13). На вол­не ув­ле­че­ния «дун­ка­низ­мом» в С.-Пе­тер­бур­ге в 1914 бы­ла ор­га­ни­зо­ва­на сту­дия му­зы­каль­но-пла­стич. дви­же­ния «Геп­та­хор», про­су­ще­ст­во­вав­шая до нач. 1930-х гг. В 1921 по при­гла­ше­нию сов. пра­ви­тель­ст­ва Д. прие­ха­ла в Мо­ск­ву, где от­кры­ла шко­лу тан­цев. В 1922 вы­шла за­муж за С. А. Есе­ни­на и при­ня­ла сов. гра­ж­дан­ст­во. В 1924 на­все­гда уе­ха­ла из Рос­сии. По­сле отъ­ез­да Д. шко­лой до 1928 ру­ко­во­ди­ла её при­ём­ная дочь И. Дун­кан (шко­ла су­ще­ст­во­ва­ла до 1949). Вдох­нов­ля­ясь ан­тич­ным иск-вом, идея­ми У. Уит­ме­на, Ф. Ниц­ше, Р. Ваг­не­ра, ис­поль­зуя сис­те­му Ф. Дель­сар­та, Д. соз­да­ла собств. стиль с эле­мен­та­ми хо­рео­гра­фич. им­прес­сио­низ­ма, ко­то­рый от­кры­вал путь для воз­ник­но­ве­ния тан­ца мо­дерн. Бла­го­да­ря ей сво­бод­ный та­нец ут­вер­дил­ся как осо­бый вид ис­кус­ст­ва. В ос­но­ве творч. ме­то­да Д. ле­жал прин­цип са­мо­вы­ра­же­ния сво­бод­ной лич­но­сти. Она пы­та­лась вер­нуть тан­цу его из­на­чаль­ную ес­те­ст­вен­ность и кра­со­ту вы­ра­же­ния, тан­це­ва­ла бо­си­ком в лёг­ких по­лу­про­зрач­ных хи­то­нах (со­вре­мен­ни­ки на­зы­ва­ли Д. «ве­ли­кой бо­со­нож­кой»). Дви­же­ния её тан­ца – шаг, лёг­кий бег, прыж­ки, вы­ра­зи­тель­ные по­зы и жес­ты – на­по­ми­на­ли ри­сун­ки древ­них фре­сок и ва­зо­пи­си. В сво­их ком­по­зи­ци­ях Д. им­про­ви­зи­ро­ва­ла, ис­поль­зуя му­зы­ку Л. ван Бет­хо­ве­на, К. В. Глю­ка, Ф. Шо­пе­на, Ф. Шу­бер­та, П. И. Чай­ков­ско­го, а так­же ме­ло­дии ре­во­люц. пе­сен. Ис­кус­ст­во Д. ока­за­ло боль­шое влия­ние на раз­ви­тие рус. ба­ле­та, по­мог­ло ре­фор­ме ака­де­мич. тан­ца, осу­ще­ст­в­ляе­мой в нач. 20 в. Тра­ги­че­ски по­гиб­ла.