https://i.imgur.com/Wo9l3RFl.jpg
фото: discogs.com

ТЕНГЕЛИ́, Тэнг­ли (Tinguely) Жан (22.5.1925, Фри­бур – 30.8.1991, Берн), швейц. скульп­тор и жи­во­пи­сец. Муж Н. де Сен-Фаль. Учил­ся в Шко­ле при­клад­ных ис­кусств в Ба­зе­ле (1941–45). Ис­пы­тал влия­ние К. Швит­тер­са и сюр­реа­лиз­ма; в аб­ст­ракт­ной жи­во­пи­си пы­тал­ся реа­ли­зо­вать идею ди­на­мич. ком­би­на­то­ри­ки в «не­скон­чае­мых кар­ти­нах». По­сле пе­ре­ез­да в Па­риж (ок. 1953) стал од­ним из ос­но­во­по­лож­ни­ков ки­не­ти­че­ско­го ис­кус­ст­ва, соз­да­вая се­рии рель­е­фов и про­стран­ст­вен­ных кон­ст­рук­ций, эле­мен­ты ко­то­рых при­во­дят­ся в дви­же­ние скры­тым ме­ха­низ­мом («Ме­та-Ма­ле­вич», «Ме­та-Кан­дин­ский», 1950-е гг.; «То­тем», «Ба­лу­ба», 1960-е гг.). С це­лью пред­ста­вить в ме­тафо­рич. фор­ме па­ра­док­сы са­мо­убий­ст­вен­ной тех­нич. ци­ви­ли­за­ции (оду­шев­лён­ность ма­ши­ны и ме­ха­ни­за­цию че­лове­че­ско­го бы­тия) про­вёл ряд ак­ций с са­мо­раз­ру­шаю­щи­ми­ся ма­ши­на­ми («В честь Нью-Йор­ка», по­ка­за­на пе­ред зда­ни­ем Му­зея совр. иск-ва в Нью-Йор­ке в 1960). В фон­та­нах ис­поль­зо­вал хит­ро­ум­ную гид­рав­ли­ку («Фон­тан Стра­вин­ско­го» в Па­ри­же, совм. с Сен-Фаль, 1983, и др.). С 1980-х гг. в твор­че­ст­ве Т. всё ча­ще воз­ни­ка­ет те­ма смер­ти [«Пля­ска смер­ти» («Мен­ге­ле»), 1986, Му­зей Тен­ге­ли, Ба­зель, и др.]. В позд­ней се­рии «Фи­ло­со­фы» скри­пя­щие ме­ха­низ­мы иро­ни­че­ски со­от­но­сят­ся с «ме­ха­ни­кой» мыс­ли­тель­ных аб­ст­рак­ций («Г. В. Ф. Ге­гель», 1988, ча­ст­ное со­б­ра­ние, Же­не­ва).