https://i.imgur.com/UIBvMycl.jpg
фото: pinterest.de

КОЛПАКО́ВА Ири­на Алек­сан­д­ров­на (р. 22.5.1933, Ле­нин­град), рос. ар­ти­ст­ка ба­ле­та, пе­да­гог, нар. арт. СССР (1965), Ге­рой Соц. Тру­да (1983). В 1951 окон­чи­ла ЛХУ (по­след­няя уче­ни­ца А. Я. Ва­га­но­вой), в 1982 – Ле­нингр. конс. по спе­ци­аль­но­сти ба­лет­мей­стер-ре­пе­ти­тор. В 1951–88 тан­це­ва­ла в Ле­нингр. те­ат­ре опе­ры и ба­ле­та им. С. М. Ки­ро­ва. Утон­чён­ный об­лик, при­род­ная гра­ция, бла­го­род­ст­во пла­сти­ки и уве­рен­ная тех­ни­ка по­зво­ли­ли К. с пер­вых ша­гов ос­во­ить соль­ные пар­тии в клас­сич. ре­пер­туа­ре, а за­тем ис­пол­нить и гл. пар­тии в «Шо­пе­ниа­не» на муз. Ф. Шо­пе­на, «Щел­кун­чи­ке» П. И. Чай­ков­ско­го, «Зо­луш­ке» С. С. Про­кофь­е­ва, вы­явив ли­рич. суть сво­его да­ро­ва­ния. Под­лин­но­го дра­ма­тиз­ма дос­тиг­ла в ро­лях Джуль­ет­ты («Ро­мео и Джуль­ет­та» Про­кофь­е­ва), Дез­де­мо­ны («Отел­ло» А. Д. Ма­ча­ва­риа­ни), Ма­рии («Бах­чи­са­рай­ский фон­тан» Б. В. Асафь­е­ва). Вир­ту­оз­ный та­нец К. ока­зал­ся со­зву­чен твор­че­ст­ву хо­рео­гра­фов-ре­фор­ма­то­ров кон. 1950-х гг., вер­нув­ших ба­ле­ту прин­ци­пы тан­це­валь­но­го сим­фо­низ­ма: Ю. Н. Гри­го­ро­ви­ча (Ка­те­ри­на – «Ка­мен­ный цве­ток» Про­кофь­е­ва, Ши­рин – «Ле­ген­да о люб­ви» А. Д. Ме­ли­ко­ва) и И. Д. Бель­ско­го (Его лю­би­мая – «Бе­рег на­де­ж­ды» А. П. Пет­ро­ва). Од­на из луч­ших ис­пол­ни­тель­ниц пар­тий Ав­ро­ры («Спя­щая кра­са­ви­ца»), Рай­мон­ды («Рай­мон­да» А. К. Гла­зу­но­ва), Жи­зе­ли («Жи­зель» А. Ада­на), в ко­то­рых со­еди­ни­лись мас­тер­ст­во, по­этич­ность и тон­кое ощу­ще­ние сти­ля, К. с ус­пе­хом вы­сту­па­ла и в совр. по­ста­нов­ках. Пер­вая ис­пол­ни­тель­ни­ца пар­тий Юлии («Ро­мео и Юлия» на муз. Г. Бер­лио­за, ба­летм. И. А. Чер­ны­шёв), Евы («Со­тво­ре­ние ми­ра» Пет­ро­ва, ба­лет­мей­сте­ры Н. Д. Ка­сат­ки­на и В. Ю. Ва­си­лёв), Де­вуш­ки («Двое» на муз. Ме­ли­ко­ва) и Феи («Фея Ронд­ских гор» на муз. Э. Гри­га, обе – ба­летм. О. М. Ви­но­гра­дов) и др.; пер­вая ис­пол­ни­тель­ни­ца в СССР пар­тий в «Па де катр» Ч. Пу­ньи (ба­летм. А. До­лин по Ж. Пер­ро), Ба­боч­ки (па де де из ба­ле­та «Ба­боч­ка» Ж. Оф­фен­ба­ха, ба­летм. П. Ла­котт по М. Таль­о­ни). Спе­ци­аль­но для К. по­став­ле­ны ба­ле­ты «Кон­церт фа ма­жор» на муз. А. Ви­валь­ди, «Ди­вер­тис­мент ре ма­жор» на муз. В. А. Мо­цар­та (оба – ба­летм. Г. Д. Алек­сид­зе). К. ра­бо­та­ла с Б. Я. Эйф­ма­ном (те­ле­фильм-ба­лет «Бле­стя­щий ди­вер­тис­мент»), Л. В. Якоб­со­ном, соз­дав­шим для неё пар­тию Ме­на­ды («Спар­так» А. И. Ха­ча­ту­ря­на), ми­ниа­тю­ры «Меч­та» на муз. Ф. Лис­та, «Сне­гу­роч­ка» на муз. Про­кофь­е­ва. Сни­ма­лась в те­ле­эк­ра­ни­за­ци­ях ба­ле­тов: «Шо­пе­ниа­на», «Хо­рео­гра­фи­че­ские ми­ниа­тю­ры», в те­ле­филь­мах-кон­цер­тах «Вол­шеб­ст­во», «Тан­цу­ет Ири­на Кол­па­ко­ва», «Ду­ши мо­ей ца­ри­цы», «Силь­фи­да», «В ми­ре вдох­но­ве­нья», в ки­но­филь­ме-ба­ле­те «Ба­рыш­ня и ху­ли­ган», в те­ле­бале­те «Дом у до­ро­ги». С 1971 пе­да­гог-ре­пе­ти­тор, в 1988–95 ба­лет­мей­стер-ре­пе­ти­тор Ле­нингр. те­ат­ра опе­ры и ба­ле­та им. С. М. Ки­ро­ва (с 1992 Ма­ри­ин­ский те­атр). С 1989 ре­пе­ти­тор «Аме­ри­кан бал­ле ти­этр», в 1997–2006 – «Бал­ле Ин­тер­на­ше­нал» (Ин­диа­на­по­лис, США). Сре­ди по­ста­но­вок: «Жи­зель» (1987), «Спя­щая кра­са­ви­ца» (1990) – Минск; «Шо­пе­ниа­на», «Те­ни» из ба­ле­та «Бая­дер­ка» Мин­ку­са, «Па­хи­та» Мин­ку­са (оба 1988) – Со­фия. Гос. пр. СССР (1980), «Зо­ло­тая звез­да» Ме­ж­ду­нар. фес­ти­ва­ля тан­ца в Па­ри­же (1965), пр. Ан­ны Пав­ло­вой (Па­риж, 1982). На­гра­ж­де­на ор­де­ном Ле­ни­на (1983).