https://i.imgur.com/gBd4wAbl.jpg
фото: visualrian.ru

ЗЕНКЕ́ВИЧ Ми­ха­ил Алек­сан­д­ро­вич [9(21).5.1886, с. Ни­ко­ла­ев­ское (Ни­ко­ла­ев­ский Го­ро­док) Са­ра­тов­ско­го у. Са­ра­тов­ской губ., ны­не Ок­тябрь­ский Го­ро­док Са­ра­тов­ской обл. – 14.9.1973, Мо­ск­ва], рус. пи­са­тель, пе­ре­во­дчик. Из се­мьи пе­да­го­гов. Изу­чал фи­ло­со­фию в Бер­лин­ском и Йен­ском ун-тах; окон­чил юри­дич. фа­куль­тет С.-Пе­терб. ун-та (1912). В 1918–36 ра­бо­тал жур­на­ли­стом, пре­по­да­ва­те­лем; ре­дак­то­ром в из­да­тель­ст­вах. Пер­вая пуб­ли­ка­ция – сти­хо­тво­ре­ния «Баш­ня Ва­ви­ло­на» и «Же­лез­ный Спрут» в ж. «Жизнь и шко­ла» (Са­ра­тов, март 1906). В 1908–13 пе­ча­тал сти­хи в пе­терб. жур­на­лах «Вес­на», «Об­ра­зо­ва­ние», «Со­вре­мен­ный мир», «Апол­лон», «За­ве­ты», «Ги­пер­бо­рей» и др. В 1909 по­зна­ко­мил­ся с Н. С. Гу­ми­лё­вым, в 1911 во­шёл в «Цех по­этов», за­тем – в груп­пу ак­меи­стов (см. Ак­ме­изм). На­тур­фи­ло­соф­ская по­эзия З. раз­ви­ва­ла тра­ди­ции Е. А. Бо­ра­тын­ско­го, Ф. И. Тют­че­ва, И. Ф. Ан­нен­ско­го, а так­же франц. по­этов 19 в.; её осн. те­мы – дои­сто­рич. про­шлое Зем­ли, ма­те­рия как пер­во­на­ча­ло бы­тия, власть ин­стинк­тов над че­ло­ве­ком – пре­тво­ре­ны в сб-ках «Ди­кая пор­фи­ра» (1912; объ­е­ди­нил сти­хи 1909–1911), «Че­тыр­на­дцать сти­хо­тво­ре­ний» (1918; на ос­но­ве не­опубл. сб. «Под мяс­ной баг­ря­ни­цей», вклю­чав­ше­го сти­хо­тво­ре­ния 1912–18). В 1914 де­бю­ти­ро­вал как про­за­ик (рас­сказ «Па­яц»), в 1918–1919 – как пуб­ли­цист и лит. кри­тик; ста­тьи и ре­цен­зии, по­свя­щён­ные совр. рус. и за­ру­беж­ной лит-ре, ре­гу­ляр­но пуб­ли­ко­ва­лись в са­ра­тов­ской (1918–23) и мо­с­ков­ской (1926–49) пе­рио­ди­ке. В по­сле­ре­во­люц. го­ды за­ни­мал­ся во­про­са­ми по­эти­ки, раз­ра­ба­ты­вал ори­ги­наль­ную тео­рию про­зос­ти­ха. Сти­хам, во­шед­шим в сб-ки 1921–73 («Паш­ня тан­ков», 1921; «Под па­ро­ход­ным но­сом», 1926; «Позд­ний про­лёт», 1928; «На­бор вы­со­ты», 1937; «Сквозь гро­зы лет», 1962; «Из­бран­ное», 1973, и др.), свой­ст­вен­ны вни­ма­ние к кон­крет­ной де­та­ли, гражд. па­фос, ощу­ще­ние фа­таль­ной пре­до­пре­де­лён­но­сти гря­ду­ще­го. Ран­няя по­эзия З. ока­за­ла зна­чит. влия­ние на твор­че­ст­во Э. Г. Баг­риц­ко­го, Н. С. Ти­хо­но­ва, Н. А. За­бо­лоц­ко­го, А. А. Тар­ков­ско­го и др. Осн. про­из­ве­де­ния сов. пе­рио­да опуб­ли­ко­ва­ны по­смерт­но: «тра­го­рель­еф» в про­зос­ти­хе «Аль­ти­метр» (1919–21, опубл. в 2004), бел­лет­ри­стич. ме­муа­ры «Му­жиц­кий сфинкс» (1921–28, опубл. в 1991), по­весть «На стре­жень» (кон. 1920-х – нач. 1930-х гг., опубл. в 1994). С 1920-х гг. мно­го пе­ре­во­дил (ро­ма­ны «Ост­ров со­кро­вищ» Р. Л. Сти­вен­со­на и «Вой­на ми­ров» Г. Уэл­лса; пье­сы У. Шек­спи­ра; дра­ма­тич. по­эма «Гор­ный ве­нец» П. Не­го­ша; ли­ри­ка франц., нем., англ., амер. по­этов и др.).