https://i.imgur.com/i3PnNw1l.jpg
фото: vkfaces.com

БАЛЬЗА́К (Balzac) Оно­ре де (20.5.1799, Тур – 18.8.1850, Па­риж), франц. пи­са­тель, жур­на­лист. Отец Б. – чи­нов­ник Бер­нар Фран­суа Бальсá, в 1802 из­ме­нив­ший свою фа­ми­лию на де Баль­зак; мать – Анн Шар­лотт Лор Са­лам­бье – из се­мьи па­риж­ских бур­жуа. Учил­ся в Ван­дом­ском кол­ле­же (1807–13), па­риж­ском ли­цее Кар­ла Ве­ли­ко­го (1814–16), Па­риж­ской шко­ле пра­ва (1816–19); от­ка­зал­ся от юри­дич. карь­е­ры и по­свя­тил се­бя ли­те­ра­ту­ре. Пер­вое за­кон­чен­ное про­из­ве­де­ние – тра­ге­дия в сти­хах «Кром­вель» («Cromwell», созд. в 1820). Б. и в зре­лые го­ды про­бо­вал се­бя в дра­ма­тур­гии [«Во­трен» («Vautrin», 1839), «Ма­че­ха» («La Marâtre», 1848)], но не до­бил­ся в те­ат­ре при­зна­ния; при этом те­ат­раль­ная эс­те­ти­ка от­ра­зи­лась в его ро­ман­ной тех­ни­ке (на­пря­жён­ный дра­ма­тич. кон­фликт, ди­на­мизм дей­ст­вия; зре­лищ­ность эпи­зо­дов, по­стро­ен­ных по­рой как ми­зан­сце­ны; вы­пук­лость ха­рак­те­ров).

Ран­ние про­из­ве­де­ния Б. (под­ра­жа­тель­но­го и па­ро­дий­но­го ха­рак­те­ра) бы­ли вы­дер­жа­ны в ду­хе «не­ис­то­во­го ро­ман­тиз­ма» [ро­ман «Ан­не­та и пре­ступ­ник» («Annette et le Criminel», 1823, пе­ре­из­дан в 1836 под назв. «Пи­рат Ар­гоу» («Argow le Рirate»)] и пе­ча­та­лись под псев­до­ни­ма­ми. В 1825–28 Б. за­ни­мал­ся из­дат. дея­тель­но­стью, но по­тер­пел крах. Ис­то­рич. ро­ман в ду­хе В. Скот­та «По­след­ний Шу­ан» («Le Dernier Chouan», 1829), впер­вые под­пи­сан­ный име­нем Б. [пе­ре­из­дан в 1834 под назв. «Шуа­ны» («Les Chouans»)], вы­звал не­га­тив­ную ре­ак­цию кри­ти­ков. В цик­ле но­велл «Сце­ны ча­ст­ной жиз­ни» («Scè­nes de la vie privée», 1830) Б. оп­ро­вер­га­ет ро­ман­тич. идеа­лизм в трак­тов­ке се­мей­ной те­мы; ро­ман «Элик­сир дол­го­ле­тия» («L’Élixir de longue vie», 1830–1831) – мрач­но-иро­ни­че­ская ва­риа­ция на те­мы ле­ген­ды о Дон Жуа­не; «Озор­ные рас­ска­зы» («Contes drolatiques», 1832–37) – иро­нич. сти­ли­за­ция ре­нес­санс­ной но­вел­ли­сти­ки. В 1829–33 Б. ак­тив­но за­ни­ма­ет­ся жур­на­ли­сти­кой, со­труд­ни­чая с разл. пе­рио­дич. из­да­ния­ми. В 1832 всту­па­ет в пе­ре­пис­ку с польск. по­ме­щи­цей Эве­ли­ной Ган­ской (их пер­вая встре­ча со­стоя­лась в 1833, лю­бов­ная связь – с 1834; 14.3.1850 ме­ж­ду ­ни­ми был за­клю­чён брак). В 1843 Б. по­се­щал С.-Пе­тер­бург, в 1847–50 с пе­ре­ры­ва­ми жил на Ук­раи­не. Рус. те­ма при­сут­ст­ву­ет в ро­ма­не «Про­щай» («Adieu», 1830; о рус­ской кам­па­нии 1812).

Пер­вый боль­шой ус­пех Б. – на­сы­щен­ный ок­культ­ны­ми мо­ти­ва­ми ро­ман-прит­ча «Шаг­ре­не­вая ко­жа» («La Peau de chagrin», 1831). Здесь, как и от­час­ти в ав­то­био­гра­фич. ро­ма­не «Луи Лам­бер» («Louis Lambert», 1832), и осо­бен­но в бо­лее позд­ней «Се­ра­фи­те» («Sé ra­phîta», 1835), отра­зи­лось ув­ле­че­ние Б. мис­тич. кон­цеп­ция­ми Э. Све­ден­бор­га и Л. К. де Сен-Мар­те­на.

План мас­штаб­но­го цик­ла из мно­же­ст­ва по­вес­тей и ро­ма­нов (бу­ду­щей «Че­ло­ве­че­ской ко­ме­дии») из­ло­жен в пись­ме Б. к Э. Ган­ской от 26.10.1834. В 1841 Б. под­пи­сы­ва­ет до­го­вор с из­да­те­лем Ш. Фюр­ном, а с 1842 осу­ще­ст­в­ля­ет пуб­ли­ка­цию «Че­ло­ве­че­ской ко­ме­дии» как еди­но­го ро­ман­но­го цик­ла. Он со­сто­ит из трёх час­тей: «Этю­ды о нра­вах», «Фи­ло­соф­ские этю­ды» и «Ана­ли­ти­че­ские этю­ды» (трёх­ча­ст­ное де­ле­ние, как и на­зва­ние цик­ла, под­чёр­ки­ва­ет связь и од­но­вре­мен­но по­ле­ми­ку с «Бо­же­ст­вен­ной ко­ме­ди­ей» Дан­те). Час­ти эти не­рав­но­цен­ны, наи­бо­лее мас­штаб­на пер­вая – «Этюды о нравах». В неё во­шли: ра­нее из­да­вав­шие­ся «Сце­ны ча­ст­ной жиз­ни» [«Гоб­сек» («Gobseck», 1830), «Три­дца­ти­лет­няя жен­щи­на» («La femme de tren­te ans», 1831–34), «Пол­ков­ник Ша­бер» («Le colonel Chabert», 1832), «Отец Го­рио» («Le Pè re Goriot», 1834–35) и пр.]; «Сце­ны про­вин­ци­аль­ной жиз­ни» [«Тур­ский свя­щен­ник» («Le curé de Tours», 1832), «Ев­ге­ния Гран­де» («Eugénie Gran­det», 1833), «Ут­ра­чен­ные ил­лю­зии» («Les Illusions perdues», 1837–43) и пр.]; «Сце­ны па­риж­ской жиз­ни» [три­ло­гия «Ис­то­рия три­на­дца­ти» («L’Histoire des Treize», 1834), «Це­зарь Би­рот­то» («Cé­sar Birotteau», 1837), «Бан­кир­ский дом Ну­син­ге­на» («La Maison Nucingen», 1838) и др.]; «Сце­ны во­ен­ной жиз­ни»; «Сце­ны по­ли­ти­че­ской жиз­ни»; «Сце­ны де­ре­вен­ской жиз­ни». «Фи­ло­соф­ские этю­ды» вклю­ча­ют ро­ма­ны «Элик­сир дол­го­ле­тия», «Шаг­ре­не­вая ко­жа», «Не­ве­до­мый ше­девр» («Le Chef-d’œuvre inconnu», 1831–37), «Про­щён­ный Мель­мот» («Mel­moth réconcilié», 1835) и др. Наи­ме­нее про­стран­ны «Ана­ли­ти­че­ские этю­ды», ку­да во­шло вы­звав­шее ожив­лён­ную по­ле­ми­ку ед­кое эс­се «Фи­зио­ло­гия бра­ка» («Physiologie du Mariage», 1829). Позд­нее все три раз­де­ла «Че­ло­ве­че­ской ко­ме­дии» до­пол­ня­лись но­вы­ми про­из­ве­де­ния­ми [пер­вый – ро­ма­на­ми «Мо­де­ста Минь­он» («Modeste Mignon», 1844), «Ку­зи­на Бет­та» («La Cousine Bet­te», 1846), «Ку­зен Понс» («Le Cousin Pon­ce», 1847), а так­же по­ды­то­жи­ваю­щим цикл ро­ма­ном «Из­нан­ка со­вре­мен­ной ис­то­рии» («L’envers de l’histoire con­temporaine», 1846–48)]. Пер­во­на­чаль­ный план «Че­ло­ве­че­ской ко­ме­дии» вклю­чал 137 про­из­ве­де­ний. В 1845 Б. ре­дак­ти­ру­ет об­щую струк­ту­ру «Че­ло­ве­че­ской ко­ме­дии», при­да­ёт ей бо­лее чёт­кую фор­му. В окон­ча­тель­ном ва­ри­ан­те «Че­ло­ве­че­ской ко­ме­дии» со­дер­жит­ся 95 за­кон­чен­ных со­чи­не­ний, ещё 48 су­ще­ст­ву­ют в пла­нах и на­бро­сках.

Ху­дож. про­стран­ст­во «Че­ло­ве­че­ской ко­ме­дии» (бо­лее 2400 пер­со­на­жей, наи­бо­лее зна­ме­ни­тые из ко­то­рых – Гран­де, Гоб­сек, удач­ли­вый пар­ве­ню Рас­тинь­як; ряд пер­со­на­жей пе­ре­хо­дит из од­но­го ро­ма­на в дру­гой: так, Рас­тинь­як фи­гу­ри­ру­ет в 10 про­из­ве­де­ни­ях) – не толь­ко зер­ка­ло со­ци­аль­но-ис­то­рич. бы­тия Фран­ции (пре­им. в 1800–45), скру­пу­лёз­ное вос­соз­да­ние ма­те­ри­аль­ной куль­ту­ры со­вре­мен­ной пи­са­те­лю эпо­хи, но и эн­цик­ло­пе­дия лю­бов­ных си­туа­ций (час­то свя­зан­ных с адюль­те­ром, кра­хом или смер­тью ге­ро­ев). Ав­тор «Че­ло­ве­че­ской ко­ме­дии» вос­соз­да­ёт жизнь разл. со­ци­аль­ных кру­гов (ари­сто­кра­тия, мел­кая бур­жуа­зия, су­дьи, фи­нан­си­сты, ду­хо­вен­ст­во, в мень­шей сте­пе­ни – кре­сть­я­не) и труд­но­сти, свя­зан­ные с пе­ре­хо­дом из од­ной сре­ды в дру­гую [«Блеск и ни­ще­та кур­ти­за­нок» («Splendeurs et mi­sères des courtisanes», 1838–47)]; дей­ст­вие его ро­ма­нов ча­ще раз­во­ра­чи­ва­ет­ся в Па­ри­же, но так­же и в про­вин­ции (гео­гра­фия Фран­ции пред­став­ле­на очень ши­ро­ко), ре­же за пре­де­ла­ми стра­ны (Ита­лия, Ис­па­ния, Нор­ве­гия, Швей­ца­рия и пр.).

Б. мыс­лил и как ху­дож­ник, и как тео­ре­тик; он ин­те­ре­со­вал­ся идея­ми Ж. Ла­мет­ри (ор­га­нич. един­ст­во су­ще­го), Г. Лейб­ни­ца (все­об­щая взаи­мо­связь фе­но­ме­нов уни­вер­су­ма), Ж. Бюф­фо­на (влия­ние сре­ды), Ж. Кю­вье и Э. Жофф­руа Сент-Иле­ра (прин­ци­пы сис­те­ма­ти­за­ции жи­вот­ных, ин­дук­тив­ный ме­тод), И. Ла­фа­те­ра (фи­зи­ог­но­ми­ка), Ф. Гал­ля (фре­но­ло­гия), Ф. Мес­ме­ра (маг­не­тизм) и пр. По­ли­тич. воз­зре­ния Б. эво­лю­цио­ни­ро­ва­ли от ли­бе­ра­лиз­ма к ле­ги­ти­миз­му, ко­то­ро­го он при­дер­жи­вал­ся с 1830, од­на­ко ре­аль­ное идей­ное со­дер­жа­ние его твор­че­ст­ва не­сво­ди­мо к оп­ре­де­лён­ным идео­ло­гич. сис­те­мам. Ана­лиз об­ществ. от­но­ше­ний у Б. но­сит де­ми­сти­фи­ци­рую­щий ха­рак­тер и пред­вос­хи­ща­ет мар­ксизм, од­на­ко он не­от­де­лим от его син­те­тич. фи­лос. по­зи­ции, со­еди­няю­щей эле­мен­ты де­тер­ми­низ­ма и ма­те­риа­лиз­ма с мис­ти­че­ски ок­ра­шен­ным де­из­мом. Б. вы­дви­га­ет прин­цип «во­ли» как уни­вер­саль­но­го дви­га­те­ля че­ло­ве­че­ской жиз­ни. От­сю­да ак­цент на дея­тель­ных ге­ро­ях, как ис­то­рич. лич­но­стях (На­по­ле­он), так и де­мо­нич. зло­де­ях (Во­трен, Эть­ен Лус­то), и кри­ти­ка по­сред­ст­вен­но­сти; вни­ма­ние к те­ме тай­ных об­ществ и за­го­во­ра (кри­ми­наль­но­го, по­ли­тич., фи­лан­тро­пич.); ост­ро­сю­жет­ность, тя­го­те­ние к де­тек­ти­ву – пси­хо­ло­ги­че­ско­му [«Сель­ский свя­щен­ник» («Le Curé de village», 1839–41); «Тём­ное де­ло» («Une tenebreuse affaire», 1841)] или по­ли­ти­че­ско­му [«Слу­чай из вре­мён тер­ро­ра» («Un épisode sous la Terreur», 1830)].

Не­об­хо­ди­мый эле­мент функ­цио­ни­ро­ва­ния со­циу­ма в «Че­ло­ве­че­ской ко­ме­дии» – день­ги; аб­со­лю­ти­за­ция их вла­сти (Гоб­сек), как и лю­бая все­по­гло­щаю­щая страсть, не­из­мен­но не­сёт раз­ру­ше­ние и смерть [в нау­ке – «По­ис­ки аб­со­лю­та» («La Recherche de l’Absolu», 1834); в иск-ве – «Не­ве­до­мый ше­девр»; в любви – «Луи Лам­бер» и пр.]. Об­щий па­фос «Че­ло­ве­че­ской ко­ме­дии» тра­ги­чен, хо­тя Б. не чу­ж­ды иро­ния и чёр­ный юмор.

Б. счи­та­ет­ся тео­ре­ти­ком (в об­щем пре­ди­сло­вии к «Че­ло­ве­че­ской ко­ме­дии», 1842) и прак­ти­ком реа­лиз­ма; при этом связь с ро­ман­тич. эс­те­ти­кой, в т. ч. и сти­ли­сти­че­ская, со­хра­ня­ет­ся во всём его твор­че­ст­ве [осо­бен­но в нос­таль­ги­че­ской «Ли­лии в до­ли­не» («Le lys dans la vallée», 1836)].

Про­из­ве­де­ния Б. пе­ре­во­ди­лись в Рос­сии с 1830 [от­ры­вок из кн. «Фи­зио­ло­гия бра­ка» («Дам­ский жур­нал», 1830, ч. 29, № 12)]; пер­вым пол­ным про­изв. Б., опуб­ли­ко­ван­ным в рус. пе­ре­во­де, ста­ла по­весть «Вен­дет­та» (ж. «Те­ле­скоп», 1831, ч. 2, № 5–8). Ф. М. Дос­то­ев­ский в юно­сти (1844) пе­ре­во­дил «Ев­ге­нию Гран­де».