БАЛЬЗА́К (Balzac) Оноре де (20.5.1799, Тур – 18.8.1850, Париж), франц. писатель, журналист. Отец Б. – чиновник Бернар Франсуа Бальсá, в 1802 изменивший свою фамилию на де Бальзак; мать – Анн Шарлотт Лор Саламбье – из семьи парижских буржуа. Учился в Вандомском коллеже (1807–13), парижском лицее Карла Великого (1814–16), Парижской школе права (1816–19); отказался от юридич. карьеры и посвятил себя литературе. Первое законченное произведение – трагедия в стихах «Кромвель» («Cromwell», созд. в 1820). Б. и в зрелые годы пробовал себя в драматургии [«Вотрен» («Vautrin», 1839), «Мачеха» («La Marâtre», 1848)], но не добился в театре признания; при этом театральная эстетика отразилась в его романной технике (напряжённый драматич. конфликт, динамизм действия; зрелищность эпизодов, построенных порой как мизансцены; выпуклость характеров).
Ранние произведения Б. (подражательного и пародийного характера) были выдержаны в духе «неистового романтизма» [роман «Аннета и преступник» («Annette et le Criminel», 1823, переиздан в 1836 под назв. «Пират Аргоу» («Argow le Рirate»)] и печатались под псевдонимами. В 1825–28 Б. занимался издат. деятельностью, но потерпел крах. Историч. роман в духе В. Скотта «Последний Шуан» («Le Dernier Chouan», 1829), впервые подписанный именем Б. [переиздан в 1834 под назв. «Шуаны» («Les Chouans»)], вызвал негативную реакцию критиков. В цикле новелл «Сцены частной жизни» («Scènes de la vie privée», 1830) Б. опровергает романтич. идеализм в трактовке семейной темы; роман «Эликсир долголетия» («L’Élixir de longue vie», 1830–1831) – мрачно-ироническая вариация на темы легенды о Дон Жуане; «Озорные рассказы» («Contes drolatiques», 1832–37) – иронич. стилизация ренессансной новеллистики. В 1829–33 Б. активно занимается журналистикой, сотрудничая с разл. периодич. изданиями. В 1832 вступает в переписку с польск. помещицей Эвелиной Ганской (их первая встреча состоялась в 1833, любовная связь – с 1834; 14.3.1850 между ними был заключён брак). В 1843 Б. посещал С.-Петербург, в 1847–50 с перерывами жил на Украине. Рус. тема присутствует в романе «Прощай» («Adieu», 1830; о русской кампании 1812).
Первый большой успех Б. – насыщенный оккультными мотивами роман-притча «Шагреневая кожа» («La Peau de chagrin», 1831). Здесь, как и отчасти в автобиографич. романе «Луи Ламбер» («Louis Lambert», 1832), и особенно в более поздней «Серафите» («Sé raphîta», 1835), отразилось увлечение Б. мистич. концепциями Э. Сведенборга и Л. К. де Сен-Мартена.
План масштабного цикла из множества повестей и романов (будущей «Человеческой комедии») изложен в письме Б. к Э. Ганской от 26.10.1834. В 1841 Б. подписывает договор с издателем Ш. Фюрном, а с 1842 осуществляет публикацию «Человеческой комедии» как единого романного цикла. Он состоит из трёх частей: «Этюды о нравах», «Философские этюды» и «Аналитические этюды» (трёхчастное деление, как и название цикла, подчёркивает связь и одновременно полемику с «Божественной комедией» Данте). Части эти неравноценны, наиболее масштабна первая – «Этюды о нравах». В неё вошли: ранее издававшиеся «Сцены частной жизни» [«Гобсек» («Gobseck», 1830), «Тридцатилетняя женщина» («La femme de trente ans», 1831–34), «Полковник Шабер» («Le colonel Chabert», 1832), «Отец Горио» («Le Pè re Goriot», 1834–35) и пр.]; «Сцены провинциальной жизни» [«Турский священник» («Le curé de Tours», 1832), «Евгения Гранде» («Eugénie Grandet», 1833), «Утраченные иллюзии» («Les Illusions perdues», 1837–43) и пр.]; «Сцены парижской жизни» [трилогия «История тринадцати» («L’Histoire des Treize», 1834), «Цезарь Биротто» («César Birotteau», 1837), «Банкирский дом Нусингена» («La Maison Nucingen», 1838) и др.]; «Сцены военной жизни»; «Сцены политической жизни»; «Сцены деревенской жизни». «Философские этюды» включают романы «Эликсир долголетия», «Шагреневая кожа», «Неведомый шедевр» («Le Chef-d’œuvre inconnu», 1831–37), «Прощённый Мельмот» («Melmoth réconcilié», 1835) и др. Наименее пространны «Аналитические этюды», куда вошло вызвавшее оживлённую полемику едкое эссе «Физиология брака» («Physiologie du Mariage», 1829). Позднее все три раздела «Человеческой комедии» дополнялись новыми произведениями [первый – романами «Модеста Миньон» («Modeste Mignon», 1844), «Кузина Бетта» («La Cousine Bette», 1846), «Кузен Понс» («Le Cousin Ponce», 1847), а также подытоживающим цикл романом «Изнанка современной истории» («L’envers de l’histoire contemporaine», 1846–48)]. Первоначальный план «Человеческой комедии» включал 137 произведений. В 1845 Б. редактирует общую структуру «Человеческой комедии», придаёт ей более чёткую форму. В окончательном варианте «Человеческой комедии» содержится 95 законченных сочинений, ещё 48 существуют в планах и набросках.
Худож. пространство «Человеческой комедии» (более 2400 персонажей, наиболее знаменитые из которых – Гранде, Гобсек, удачливый парвеню Растиньяк; ряд персонажей переходит из одного романа в другой: так, Растиньяк фигурирует в 10 произведениях) – не только зеркало социально-историч. бытия Франции (преим. в 1800–45), скрупулёзное воссоздание материальной культуры современной писателю эпохи, но и энциклопедия любовных ситуаций (часто связанных с адюльтером, крахом или смертью героев). Автор «Человеческой комедии» воссоздаёт жизнь разл. социальных кругов (аристократия, мелкая буржуазия, судьи, финансисты, духовенство, в меньшей степени – крестьяне) и трудности, связанные с переходом из одной среды в другую [«Блеск и нищета куртизанок» («Splendeurs et misères des courtisanes», 1838–47)]; действие его романов чаще разворачивается в Париже, но также и в провинции (география Франции представлена очень широко), реже за пределами страны (Италия, Испания, Норвегия, Швейцария и пр.).
Б. мыслил и как художник, и как теоретик; он интересовался идеями Ж. Ламетри (органич. единство сущего), Г. Лейбница (всеобщая взаимосвязь феноменов универсума), Ж. Бюффона (влияние среды), Ж. Кювье и Э. Жоффруа Сент-Илера (принципы систематизации животных, индуктивный метод), И. Лафатера (физиогномика), Ф. Галля (френология), Ф. Месмера (магнетизм) и пр. Политич. воззрения Б. эволюционировали от либерализма к легитимизму, которого он придерживался с 1830, однако реальное идейное содержание его творчества несводимо к определённым идеологич. системам. Анализ обществ. отношений у Б. носит демистифицирующий характер и предвосхищает марксизм, однако он неотделим от его синтетич. филос. позиции, соединяющей элементы детерминизма и материализма с мистически окрашенным деизмом. Б. выдвигает принцип «воли» как универсального двигателя человеческой жизни. Отсюда акцент на деятельных героях, как историч. личностях (Наполеон), так и демонич. злодеях (Вотрен, Этьен Лусто), и критика посредственности; внимание к теме тайных обществ и заговора (криминального, политич., филантропич.); остросюжетность, тяготение к детективу – психологическому [«Сельский священник» («Le Curé de village», 1839–41); «Тёмное дело» («Une tenebreuse affaire», 1841)] или политическому [«Случай из времён террора» («Un épisode sous la Terreur», 1830)].
Необходимый элемент функционирования социума в «Человеческой комедии» – деньги; абсолютизация их власти (Гобсек), как и любая всепоглощающая страсть, неизменно несёт разрушение и смерть [в науке – «Поиски абсолюта» («La Recherche de l’Absolu», 1834); в иск-ве – «Неведомый шедевр»; в любви – «Луи Ламбер» и пр.]. Общий пафос «Человеческой комедии» трагичен, хотя Б. не чужды ирония и чёрный юмор.
Б. считается теоретиком (в общем предисловии к «Человеческой комедии», 1842) и практиком реализма; при этом связь с романтич. эстетикой, в т. ч. и стилистическая, сохраняется во всём его творчестве [особенно в ностальгической «Лилии в долине» («Le lys dans la vallée», 1836)].
Произведения Б. переводились в России с 1830 [отрывок из кн. «Физиология брака» («Дамский журнал», 1830, ч. 29, № 12)]; первым полным произв. Б., опубликованным в рус. переводе, стала повесть «Вендетта» (ж. «Телескоп», 1831, ч. 2, № 5–8). Ф. М. Достоевский в юности (1844) переводил «Евгению Гранде».