Энтони Колин Брюс Чепмен (англ. Anthony Colin Bruce Chapman; 1928—1982) — британский автоконструктор, основавший в 1952 году компанию «Lotus Cars», с 1958 года выставлявшую собственную команду «Лотус» в «Формуле-1». Ввёл множество новаторских решений в конструкцию гоночных автомобилей.
Биография
Родился 19 мая 1928 года в пригороде Лондона.
После окончания университета в 1948 году начал заниматься конструированием автомобилей. Первой созданной им машиной (модель Mk1) стал переделанный Austin 7. Тогда и появилось название «Лотус» (англ. Lotus). Официально Чемпен никогда не называл причины выбора этого названия; существует версия, что оно появилось из прозвища его подруги Хэзел, позже ставшей его женой, — «lotus blossom» (цветок лотоса). Эта машина, как следующая модель, предназначались для автотриалов.
Собственную фирму Чепмен организовал четырьмя годами позже. К этому времени он начал строить автомобили для шоссейно-кольцевых гонок. С 1954 года он бросил работу и занялся исключительно руководством фирмой, производившей как гоночные, так и дорожные автомобили (первым был Lotus Mk6). Первой «формулой» Чепмена стала модель Mk12 («Формула-2», 1957). Наконец, первым автомобилем, разработанным для «Формулы-1», в 1958 году стал Lotus Mk16. Однако ещё до этого, в 1956 году, Чепмен разрабатывал машину «Формулы-1» для «Vanwall». Лозунг «Ни грамма лишнего веса!» в гонки «Формулы-1» он принёс из авиации. На Гран-при Франции 1956 года Чепмен был заявлен за рулём «Вэнуолла» как пилот, в квалификации он занял 5-е место из 20 машин, однако потерпел аварию и выйти на старт не смог. Это было единственным его участием в «Формуле-1» в качестве пилота (интересно, что участие всего лишь в одном Гран-при, где он не вышел на старт, объединяет его с Берни Экклстоуном).
С 1960 года в команде появился Джим Кларк, с которым связаны первые успехи команды в «Формуле-1». Чепмен позже называл его своим лучшим другом. Кларк впервые выиграл для «Лотуса» чемпионат в 1963 году, в том же сезоне был выигран и первый Кубок конструкторов. В общей сложности Чепмен как конструктор и владелец команды выиграл 7 Кубков конструкторов (1963, 1965, 1968, 1970, 1972, 1973, 1978).
Его важнейшими техническими инновациями, изменившими облик «Формулы-1», были следующие:
- использование монокока как структурного элемента в гоночных болидах (первым таким болидом был Lotus Mk25);
- широкое использование антикрыльев;
- перемещение радиаторов с носа болида на борта;
- использование граунд-эффекта — разрежения под днищем автомобиля, создаваемого при помощи «юбок», закрывавших пространство под днищем (позже было запрещено);
- гидравлическая активная подвеска.
Кроме того, Чепмен впервые в «Формуле-1» разместил на своих автомобилях рекламу, что позже переняли все остальные команды.
Колин Чепмен скончался от инфаркта миокарда, 16 декабря 1982 года в возрасте 54 лет.