РА́ССЕЛ (Russell) Бертран (18.5.1872, Треллек, Уэльс – 2.2.1970, Пенриндайдрайт, там же), брит. философ, логик, математик, обществ. деятель, совм. с Дж. Э. Муром один из основоположников аналитической философии; член Лондонского королевского об-ва (1908), президент Аристотелевского об-ва (1911). Внук лорда Дж. Рассела. Учился в Кембриджском ун-те (1890–94), где затем преподавал (среди его учеников – Л. Витгенштейн); читал лекции в Лондонской школе экономики (1896), Гарвардском (1914), Чикагском (1938), Лос-Анджелесском (1939) ун-тах. В 1919 посетил Сов. Россию, в 1920–21 – Китай. Убеждённый пацифист, противник коммунизма и фашизма; за антивоенную деятельность дважды был заключён в тюрьму (1918, 1961). После 2-й мировой войны совм. с А. Эйнштейном возглавил кампанию борьбы за ядерное разоружение, один из инициаторов Пагуошского движения.
В работах, посвящённых основаниям математики, Р. под влиянием Дж. Пеано и независимо от Г. Фреге выдвинул программу построения математики как единой дедуктивной системы, исходящей из чисто логич. принципов. Используя теорию множеств Г. Кантора, определял натуральные числа и фундам. понятия арифметики с помощью понятия множеств (классов). Обнаружив в 1901 в теории множеств парадокс, названный его именем, предложил для его преодоления типов теорию (иерархизация логико-математич. понятий), расширенный вариант которой представлен в написанной совм. с А. Н. Уайтхедом работе «Principia mathematica» (vol. 1–3, 1910–1913; рус. пер. 2005–06), ставшей ключевой для развития математич. логики.
Усматривая в логике «сущность» философии, Р. полагал, что философия должна начинаться с «анализа суждений», переводя проблематичные суждения, порождаемые неясностью и многозначностью естеств. языка и являющиеся причинами филос. заблуждений, в выражения с правильной логич. формой. В ст. «Об обозначении» (1905) Р. сформулировал теорию дескрипций – обозначающих выражений («некий человек», «самая высокая гора»), которые в отличие от имён собственных не обладают самостоят. значением и приобретают его только в контексте целого предложения. Анализ дескрипций позволил Р. разрешить мн. концептуальные затруднения, в частности устранить проблему пустых имён (обозначений того, что реально не существует) и показать ошибочность онтологич. доказательства бытия Бога, где существование понимается как свойство объекта, тогда как Р. настаивает на его логико-математич. истолковании как свойства определённых функций (см. Квантор).
Сторонник эмпиризма, Р. различал два вида знания – исходное «знание-знакомство», получаемое в актах непосредств. восприятия и обладающее достоверностью, и вторичное, производное «знание по описанию», к которому относится познание вещей физич. мира, др. людей и собственного Я. Имя применяется только к тому, с чем человек непосредственно знаком, а дескрипции используются для выражения знания, которое мы получаем от других или выводим из наших непосредств. восприятий.
Наряду с Л. Витгенштейном, Р. разработал вариант концепции логич. атомизма. Согласно Р., существует корреляция между онтологич. структурой реальности и логич. структурой совершенного языка. Реальность в осн. «отображают» «атомарные» предложения, в которых утверждается наличие у к.-л. конкретной вещи некоторого свойства («это белое») или говорится о наличии некоторого отношения между конкретными вещами («это больше того»). Истинность атомарных предложений обусловливается атомарными фактами, наряду с которыми Р. признавал существование общих и отрицат. фактов. Истинность же молекулярных предложений, образуемых из атомарных при помощи связок «и», «или» и т. п., определяется как функция от истинности составляющих их атомарных предложений. Логич. «атомами» в онтологии Р. выступают чувственные данные – как актуально воспринимаемые тем или иным человеком, так и неощущаемые «сенсибилии», которые лишь потенциально могут стать предметом восприятия.
Согласно предложенной Р. концепции «нейтрального монизма» в работах «Анализ сознания» («The analysis of mind», 1921), «Очерк философии» («An outline of philosophy», 1927) и «Анализ материи» («The analysis of matter», 1927), реальность в своих предельных основаниях не является ни материальной, ни идеальной. Мир состоит из единого нейтрального «вещества», элементы которого могут стать психическими или физическими данными в зависимости от каузальных последовательностей, в которые они включаются. Сгруппированные по-разному, эти нейтральные элементы (называемые Р. сначала «ощущениями», затем «перцептами»), с одной стороны, образуют внешний физич. объект, а с другой – служат ингредиентами индивидуального опыта, выступая, т. о., предметом изучения как физики, так и психологии. Однако поскольку опыт обладает непосредств. данностью для человека, психология стоит «ближе к тому, что существует». В работе «Человеческое познание, его сфера и границы» («Human knowledge, its scope and limits», 1948, рус. пер. 1957), посвящённой в целом исследованию «отношения между индивидуальным опытом и общим составом научного знания», Р. допускал наличие у физич. объектов качеств, отсутствующих в чувственном опыте.
Р. принадлежит более 70 книг и 2 тыс. статей. Блестящий лит. стиль, остроумие, либерализм, сочетающийся с радикализмом и скептицизмом, принесли широкую популярность его сочинениям, среди которых 3-томная «История западной философии и её связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней» («A history of western philosophy and its connection with political and social circumstances from the earliest times to the present day», 1945; сокр. рус. пер. 1959, исправл. пер. 1994), «Автобиография» (т. 1–3, 1967–1969) и др. В работах «Принципы социальной реконструкции» («Principles of social reconstruction», 1916), «Дороги к свободе» («Proposed roads to freedom: socialism, anarchism, and syndicalism», 1918), «Почему я не христианин» («Why I am not a Christian», 1927, рус. пер. 1987), «Брак и мораль» («Marriage and morals», 1929, рус. пер. 2004), «Завоевание счастья» («The conquest of happiness», 1930) и др. Р. обсуждал проблемы образования, роль религии, отношения между полами, вопросы войны, власти, свободы и др. Нобелевская пр. по лит-ре (1950).