https://i.imgur.com/AjepFlQl.png
фото: na5.club

ОМА́Р ХАЙЯ́М Ги­яс ад-Дин Абу-ль-Фатх ибн Иб­ра­хим (18.5.1048, Ни­ша­пур – 4.12.1131, там же), перс. по­эт, ма­те­ма­тик, ас­тро­ном, фи­ло­соф. Ро­дил­ся пред­по­ло­жи­тель­но в се­мье ре­мес­лен­ни­ка («хай­ям» в пер. с перс. – па­ла­точ­ных дел мас­тер). Окон­чил мед­ре­се в Ни­ша­пу­ре, про­дол­жил учё­бу в Бал­хе и Са­мар­кан­де. Изу­чал точ­ные, ес­те­ст­вен­ные и гу­ма­ни­тар­ные нау­ки; знал в араб. пе­ре­во­дах тру­ды др.-греч. мыс­ли­те­лей Ар­хи­ме­да, Евк­ли­да, Ари­сто­те­ля, Пто­ле­мея и др. Ма­те­ма­тич. «Трак­тат о до­ка­за­тель­ст­вах про­блем ал­геб­ры и ал-му­каб­ба­лы», на­пи­сан­ный в Са­мар­кан­де в 1060-е гг., при­нёс О. Х. сла­ву учё­но­го. В 1074 был при­гла­шён в Ис­фахан в ка­че­ст­ве при­двор­но­го ас­т­ро­ло­га сул­та­на Ме­лик-ша­ха Сель­джу­ки­да. Воз­глав­лял ис­фа­хан­скую об­сер­ва­то­рию, раз­ра­бо­тал но­вый ка­лен­дарь, со­ста­вил ас­тро­но­мич. таб­ли­цы по ре­зуль­та­там мно­го­лет­них на­блю­де­ний за не­бес­ны­ми све­ти­ла­ми. В сво­их фи­лос. со­чи­не­ни­ях вы­сту­пил по­сле­до­ва­те­лем Ибн Си­ны: «Трак­тат о бы­тии и дол­жен­ст­во­ва­нии» (1080) и др. По­сле ги­бе­ли Ме­лик-ша­ха (1092) вы­ну­ж­ден был вер­нуть­ся в род­ной Ни­ша­пур.

В ис­то­рию ли­те­ра­ту­ры во­шёл как ав­тор ру­баи. В твор­че­ст­ве О. Х. фор­ма нар. по­эзии, ис­поль­зо­вав­шая­ся ра­нее в лю­бов­ных пес­нях и го­род­ских са­ти­рич. «при­пев­ках», пре­вра­ти­лась в жанр фи­лос. ли­ри­ки. Пер­во­на­чаль­но О. Х. пред­на­зна­чал ру­баи уз­ко­му кру­гу уче­ни­ков и дру­зей с це­лью при­влечь их вни­ма­ние к ка­кой-ли­бо фи­лос. про­бле­ме. Чет­ве­ро­сти­шия О. Х., за­тра­ги­ваю­щие те­мы пре­до­пре­де­ле­ния и сво­бо­ды во­ли, гре­ха и воз­дая­ния, ма­те­ри­аль­но­го и ду­хов­но­го на­чал в че­ло­ве­ке, спра­вед­ли­во­сти бо­же­ст­вен­но­го ми­ро­уст­рой­ст­ва, пра­вед­но­сти и др., по­лу­чи­ли ши­ро­кое уст­ное хо­ж­де­ние и вы­зва­ли мно­же­ст­во под­ра­жа­ний, по­это­му вы­де­ле­ние ау­тен­тич­ных тек­стов пред­став­ля­ет­ся за­труд­ни­тель­ным. Вы­сту­пал так­же с ост­ры­ми эпи­грам­ма­ми, вы­смеи­вав­ши­ми ли­це­ме­рие ду­хо­вен­ст­ва и чи­нов­ни­ков. В био­гра­фи­ях О. Х., вклю­чён­ных в ср.-век. «кни­ги о муд­ре­цах», его сти­хи трак­то­ва­ны как про­ти­во­ре­ча­щие ус­та­нов­ле­ни­ям ис­ла­ма из-за бо­го­борч. мо­ти­вов и яр­ко вы­ра­жен­но­го ге­до­низ­ма. Су­ще­ст­ву­ет, од­на­ко, и тра­ди­ция су­фий­ско­го ал­ле­го­рич. тол­ко­ва­ния ру­баи О. Х. Все­мир­ная сла­ва при­шла к О. Х. по­сле пе­ре­ло­же­ния его чет­ве­ро­сти­ший на англ. язык Э. Фицд­же­рал­дом (1859).