КОНСТАНТИ́Н ВСЕ́ВОЛОДОВИЧ (18.5.1185, Владимир – 2.2.1218, там же), князь владимирский (1216–18). Из династии Рюриковичей, старший сын Всеволода Юрьевича Большое Гнездо, брат Юрия Всеволодовича, Ярослава Всеволодовича и Святослава Всеволодовича. В 1196 отец женил К. В. на дочери кн. Мстислава Романовича, скрепив союз, направленный против черниговских Ольговичей. Весной 1198 Всеволод Большое Гнездо взял 12-летнего К. В. в поход на р. Дон против половцев. Поход закончился успешно для рус. князей. Последующие неск. лет К. В. провёл во Владимире. В 1201 К. В. присутствовал при освящении Успенского собора, построенного его матерью во владимирском Княгинине мон. В 1205 отец направил К. В. на княжение в Новгород, что было связано с воен. угрозой новгородским землям, которой не мог противостоять Святослав Всеволодович, а также нежеланием Всеволода Большое Гнездо выделять удел К. В. в Сев.-Вост. Руси. 20.3.1205 К. В. прибыл в Новгород, однако его правление оказалось недолгим. В нач. 1207 отец вызвал К. В. во Владимир, т. к. резко обострились отношения владимирского князя с черниговским кн. Всеволодом Святославичем Чермным, и понадобилась мобилизация новгородцев на войну с черниговскими князьями. К. В. вернулся в Новгород, собрал большое войско из новгородцев, псковичей, ладожан и новоторжцев и поздним летом 1207 прибыл с ним в Москву; там к К. В. присоединился отец со своими полками. Однако из-за заговора рязанских князей, вступивших в сговор с Ольговичами, владимирский князь направил свои войска на Рязанское княжество. К. В. участвовал в осаде Пронска, закончившейся капитуляцией города. Вернувшись после этого во Владимир, К. В. получил от отца удел с центром в Ростове (туда вошли также Ярославль, Белоозеро, Углич, Молога и Устюг). В 1209 К. В. по велению отца начал поход на Новый Торг (Торжок), чтобы заставить новгородцев отпустить арестованного ими брата Святослава, но конфликт был улажен без применения воен. силы.
Всеволод Большое Гнездо хотел видеть К. В. своим преемником на владимирском столе, однако К. В., поддерживаемый ростовцами, рассчитывал восстановить прежнее значение Ростова как столицы всей Сев.-Вост. Руси. Между отцом и сыном назрел конфликт: К. В. не поехал во Владимир по вызову отца. Тогда Всеволод Большое Гнездо созвал во Владимире представителей боярства, духовенства, дворянства, купцов и др. категорий населения, которым объявил, что передаёт владимирский стол не К. В., а своему 2-му сыну Юрию. Собравшиеся поддержали Всеволода Большое Гнездо и принесли клятву верности Юрию Всеволодовичу.
После смерти отца (1212) К. В. начал войну с братом Юрием за верховенство в Сев.-Вост. Руси. На сторону К. В. встали его младшие братья Иван и Святослав, а на сторону Юрия – братья Ярослав и Владимир. Позднее политич. ориентация младших братьев менялась. Воен. столкновения К. В. с Юрием и Ярославом в 1212 и 1213 показали, что у ростовского князя недостаточно сил, чтобы одержать верх над владимирским и переяславским князьями. Более того, Юрий и Ярослав вели успешные боевые действия под самим Ростовом, грабя и опустошая ростовскую округу. К. В. пришлось заключать мир с младшими братьями и даже оказывать им воен. помощь. В условиях мира К. В. стремился поддержать Ростовскую епархию (от которой в 1214/15 отделилась Суздальская и Владимирская епархия), основал ряд церквей в Ростове и Ярославле.
В 1216 наступила развязка междукняжеского противостояния в Сев.-Вост. Руси. В Липицкой битве 1216 близ Юрьева (Польского) войска коалиции новгородского кн. Мстислава Мстиславича Удатного, К. В., псковского кн. Владимира Мстиславича, смоленского кн. Владимира Рюриковича и Всеволода Мстиславича, сына киевского кн. Мстислава Романовича Старого, разгромили объединённое войско Ярослава Всеволодовича и его братьев Юрия, Владимира и Святослава. В результате владимирским князем стал К. В., а Юрий был отправлен в Городец-Радилов (ныне Городец). Однако уже через полгода К. В. вернул брата из ссылки и дал ему во владение Суздаль. По заключённому между ними соглашению, Юрий после смерти К. В. должен был унаследовать владимирский стол, сохранив за его сыновьями удел, полученный К. В. от отца в 1207. После смерти К. В. его потомки сохранили свой удел, но уже никогда не предъявляли претензий на владимирский стол.