https://i.imgur.com/O2fMgAMl.jpg
фото: 366days.ru

ОХЛО́ПКОВ Ни­ко­лай Пав­ло­вич [2(15).5.1900, Ир­кутск – 8.1.1967, Мо­ск­ва], рос. ак­тёр, ре­жис­сёр, нар. арт. СССР (1948). Из се­мьи во­ен­но­го. В 1917 окон­чил Ир­кут­ский ка­дет­ский кор­пус, где при­ни­мал уча­стие в лю­би­тель­ских спек­так­лях (Те­ле­гра­фист – «Свадь­ба» А. П. Че­хо­ва). В 1917–19 учил­ся в ху­дож. сту­дии и в муз. шко­ле (по клас­су вио­лон­че­ли). В 1917 по­сту­пил в Ир­кут­ский те­атр как ра­бо­чий сце­ны, ме­бель­щик-де­ко­ра­тор, с 1918 ак­тёр. В 1921 по­ста­вил на Тих­вин­ской пл. Ир­кут­ска мас­со­вое дей­ст­во «Борь­ба тру­да и ка­пи­та­ла» в честь Пер­во­го мая, в 1922 в Ир­кут­ском те­ат­ре – «Мис­те­рию-буфф» В. В. Мая­ков­ско­го. В нач. 1920-х гг. один из ос­но­ва­те­лей Мо­ло­дого те­ат­ра в Ир­кут­ске. С 1922 в Мо­ск­ве. Учил­ся в Гос. экс­пе­рим. те­ат­раль­ных мас­тер­ских (ГЭКТЕМАС) под рук. В. Э. Мей­ер­холь­да, с 1923 иг­рал в Те­ат­ре им. Мей­ер­холь­да (ге­не­рал Бер­ко­вец – «Учи­тель Бу­бус» А. М. Фай­ко, Ста­рый ло­доч­ник – «Ры­чи, Ки­тай!» С. М. Треть­я­ко­ва). В 1930–37 воз­глав­лял Реа­ли­сти­че­ский те­атр в Мо­ск­ве, где по­ста­вил: «Раз­бег» В. П. Став­ско­го (1932), «Мать» по М. Горь­ко­му и «Же­лез­ный по­ток» по А. С. Се­ра­фи­мо­ви­чу (оба 1933), «Ари­сто­кра­ты» Н. Ф. По­го­ди­на (1935), «Отел­ло» У. Шек­спи­ра (1936), «Ко­ла Брюнь­он» по Р. Рол­ла­ну (1937). В 1938–43 ак­тёр и ре­жис­сёр Моск. те­атра им. Евг. Вах­тан­го­ва (по­ста­нов­ки: «Фельд­мар­шал Ку­ту­зов» В. А. Со­ло­вьё­ва, 1940; «Си­ра­но де Бер­же­рак» Э. Рос­та­на, 1942). В 1943–67 гл. реж. Моск. те­ат­ра дра­мы (с 1954 Моск. те­атр им. Вл. Мая­ков­ско­го): «Мо­ло­дая гвар­дия» (1947, инс­це­ни­ров­ка О. по А. А. Фа­дее­ву; Гос. пр. СССР, 1947), «Гам­лет» Шек­спи­ра (1954), «Гос­ти­ни­ца "Ас­то­рия"» А. П. Штей­на (1956), «Ир­кут­ская ис­то­рия» А. Н. Ар­бу­зо­ва (1960), «Ме­дея» Ев­ри­пи­да (1961) и др. Яр­кий пред­ста­ви­тель по­этич., об­раз­но­го мыш­ле­ния в ре­жис­су­ре, в боль­шин­ст­ве по­ста­но­вок О. раз­ви­вал прин­ци­пы ге­рои­ко-па­те­тич. те­ат­ра при уг­луб­лён­ной трак­тов­ке ха­рак­те­ров и дей­ст­вий ге­ро­ев. Для ре­жис­су­ры О. ха­рак­тер­ны от­кры­тая те­ат­раль­ность приё­мов (про­ход ак­тё­ров че­рез зри­тель­ный зал, пря­мое об­ра­ще­ние к зри­те­лям), во­пло­ще­ние осн. идей спек­так­ля в сце­нич. ме­та­фо­рах, за­ост­рён­ных пла­стич. об­раз­ах, сим­во­лах. Так­же по­ста­вил опе­ры: «Мо­ло­дая гвар­дия» Ю. С. Мей­ту­са (1950) – Ма­лый опер­ный те­атр (Ле­нин­град); «Де­каб­ри­сты» Ю. А. Ша­по­ри­на (1953) и «Мать» Т. Н. Хрен­ни­ко­ва (1957) – Боль­шой те­атр (Мо­ск­ва). Пре­по­да­вал в ГИТИСе (проф. с 1963). Сни­мал­ся в ки­но. Для ак­тёр­ско­го иск-ва О. ха­рак­тер­но со­че­та­ние ор­га­нич­но­сти пе­ре­жи­ва­ния с за­ра­зи­тель­ной, экс­прес­сив­ной ко­ло­рит­но­стью об­раза. Сре­ди луч­ших ро­лей в ки­но: Ва­си­лий («Ле­нин в Ок­тяб­ре» и «Ле­нин в 1918 го­ду»), Ва­си­лий Бус­лай («Алек­сандр Нев­ский»), ко­мис­сар Во­робь­ёв («По­весть о на­стоя­щем че­ло­ве­ке»). По­ста­вил филь­мы: «Ми­тя» (1927), «Путь эн­ту­зиа­стов» (1930) и др. Гос. пр. СССР (1941; 1949 – два­ж­ды, 1951 – два­ж­ды). На­гра­ж­дён ор­де­ном Ле­ни­на. Имя О. при­свое­но Ир­кут­ско­му дра­ма­тич. те­ат­ру.