ЛЯ́ДОВ Анатолий Константинович [30.4(12.5).1855, С.-Петербург – 15(28).8.1914, усадьба Полыновка, близ г. Боровичи Новгородской губ.], рос. композитор, дирижёр, педагог, обществ. деятель. Музыке обучался под рук. отца и пианистки В. А. Антиповой. В 1878 окончил С.-Петерб. консерваторию по классу композиции Н. А. Римского-Корсакова; дипломная работа – кантата «Мессинская невеста» (по Ф. Шиллеру). Один из наиболее значит. представителей Беляевского кружка (наряду с А. К. Глазуновым). Участвовал в худож. руководстве издательскими и концертными делами М. П. Беляева, после его смерти входил в Попечительный совет для поощрения русских композиторов и музыкантов (с 1904). В 1879 начал дирижёрскую деятельность, выступал в концертах С.-Петерб. кружка любителей музыки (был его гл. дирижёром), Муз.-драматич. кружка, в беляевских Рус. симфонич. концертах с исполнением сочинений М. И. Глинки, композиторов – членов Балакиревского кружка («Могучей кучки»), П. И. Чайковского, С. И. Танеева, А. Н. Скрябина, В. А. Моцарта, Л. ван Бетховена, Ф. Мендельсона. С 1878 преподаватель С.-Петерб. конс. (обязат. муз.-теоретич. предметы, с 1900 – спец. теоретич. классы и композиция; проф. с 1886). Одновременно (с 1884) преподавал в Придворной певческой капелле. Среди учеников – композиторы Б. В. Асафьев, M. Ф. Гнесин, В. А. Золотарёв, Н. Я. Мясковский, С. С. Прокофьев, музыковеды В. М. Беляев, А. В. Оссовский, дирижёры Н. А. Малько, Л. П. Штейнберг, оперные певцы П. З. Андреев, И. В. Ершов.
Немногочисленные сочинения Л. (всего 67 опусов, не считая коллективных произведений с его участием, работы над сочинениями др. авторов и обработок нар. песен) отличаются отточенностью композиторской техники, тяготением к малым формам. Определяющее влияние на творчество композитора оказали гармонические и оркестровые новшества Н. А. Римского-Корсакова. Творчество Л. перекликается с вокальной музыкой А. П. Бородина, М. П. Мусоргского. Представление Л. об искусстве как о замкнутом в себе мире красоты, изысканность стиля, эстетское отношение к фольклору близки кругу художников «Мира искусства» (характерно высказывание Л.: «В искусстве я хочу есть жареную райскую птицу»). До нач. 1900-х гг. он сочинял гл. обр. для фп., чаще непрограммные миниатюры (прелюдии, мазурки, багатели, вальсы, интермеццо, арабески, экспромты и др.), а также программные пьесы («Про старину», 1889; «Музыкальная табакерка», 1893, переложение для оркестра, 1897). В фп. творчестве оригинально претворены влияния Ф. Шопена и Р. Шумана, отличит. особенности фп. стиля – изящество и прозрачность звуковой ткани, преобладание мелкой техники. В кон. 1890-х – 1900-х гг. Л. создал св. 200 обработок рус. нар. песен (для голоса с фп., для хора, вокального квартета и др.), в которых сохранены муз.-поэтич. закономерности старинного крестьянского фольклора: его ладовые и ритмич. особенности, подголосочное изложение. Итогом работы композитора над песенным фольклором стала сюита «Восемь русских народных песен для оркестра» (изд. 1906). В последнее десятилетие жизни Л. (1905–14) в его творчестве преобладали оркестровые сочинения. В оркестровых «картинках» «Баба Яга» (1904), «Волшебное озеро» и «Кикимора» (обе 1909) рус. сказочные образы трактованы в импрессионистском духе; богатство тембрового колорита достигается разнообразным применением небольших оркестровых групп, индивидуализацией тембров. Среди последних сочинений Л. – симфонич. картина «Из Апокалипсиса» (ок. 1912), «Скорбная песнь» («Nenie», изд. 1914; фрагмент симфонич. сюиты, задуманной под впечатлением от пьесы «Аглавен и Селизетта» М. Метерлинка). Среди др. сочинений: «Танец амазонки» для оркестра (1910, написан для И. Рубинштейн); квартет B-La-F (совм. с Римским-Корсаковым, Бородиным, А. К. Глазуновым; Скерцо, 1886), Вариации на рус. нар. тему для смычкового квартета (совм. с А. Н. Скрябиным, Глазуновым, Римским-Корсаковым, Ф. M. Блуменфельдом и др.); для фп. – Вариации на тему Глинки (1894), 4 пьесы («Гримаса», «Сумрак», «Искушение», «Воспоминание», 1909–1910); для хора – гимн А. Рубинштейну (в день торжественного открытия статуи А. Г. Рубинштейна в С.-Петерб. конс., 1902), музыка к пьесе «Сестра Беатриса» Метерлинка (1906), 10 переложений из Обихода (изд. 1909?); обработки нар. песен – «Сборник русских народных песен» (СПб., 1898), «35 песен русского народа...» (СПб., 1902), «50 песен русского народа...» (СПб., 1903).
Его отец Константин Николаевич Лядов [6(18).5.1820, С.-Петербург – 7(19).12.1871, там же], дирижёр (1850), затем гл. дирижёр имп. Рус. оперы в С.-Петербурге, дирижировал премьерами опер «Русалка» А. С. Даргомыжского (1856, Театр-цирк), «Юдифь» (1863, Мариинский театр) и «Рогнеда» (1865, там же) А. Н. Серова и др. С 1862 проф. С.-Петерб. конс. (теория музыки). Автор балета «Две волшебницы» (1846, С.-Петербург), музыки к водевилям (в т. ч. «Сиротка Сусанна»).
Дядя Александр Николаевич Лядов [29.8(10.9).1808, С.-Петербург – 24.3(5.4).1871, там же], балетный дирижёр имп. театров в С.-Петербурге (с 1847). В 1840–50-е гг. руководил собств. оркестром бальной музыки. Автор балетной музыки, бальных танцев (вальс «Невские звуки» и др.).
Двоюродная сестра Вера Александровна Лядова [15(27).3.1839, С.-Петербург – 24.3(5.4).1870, там же], певица, балерина и драматич. артистка, первая исполнительница на рус. сцене заглавной партии в оперетте «Прекрасная Елена» Ж. Оффенбаха (1868, С.-Петербург).