https://i.imgur.com/nSybiVDl.jpg
фото: pinterest.fr

ДАЛИ́ (Dalí) Саль­ва­дор (пол­ное имя и фам. Саль­ва­дор Фе­лип Ха­синт Да­ли-и-До­ме­неч, Dalí y Domenech) (11.5.1904, Фи­ге­рас, Ка­та­ло­ния – 23.1.1989, там же), исп. (ка­та­лон­ский) жи­во­пи­сец, скульп­тор, гра­фик, сце­но­граф. Учил­ся в АХ в Мад­ри­де (1921–22, 1925–26). В сер. 1920-х гг. сбли­зил­ся с Л. Бунь­ю­элем и Ф. Гар­сия Лор­кой. Ув­ле­че­ние жи­во­пи­сью ста­рых мас­те­ров (Д. Ве­лас­кес, Эль Гре­ко, Ф. Гойя, А. Дю­рер, Ле­о­нар­до да Вин­чи и др.), зна­ком­ст­во с иск-вом Дж. Де Ки­ри­ко, К. Каррa, мас­те­ра­ми не­оклас­си­циз­ма и «но­вой ве­ще­ст­вен­но­сти», а так­же с со­чи­не­ния­ми З. Фрей­да ока­за­ли ре­шаю­щее воз­дей­ст­вие на ста­нов­ле­ние его эс­те­тич. воз­зре­ний и творч. ме­то­да («Де­вуш­ка у ок­на», 1925, Му­зей совр. иск-ва, Мад­рид, и др. ран­ние ра­бо­ты). Прие­хав в Па­риж в 1928, Д. по­зна­ко­мил­ся с П. Пи­кас­со, Х. Ми­ро и П. Элюа­ром, примк­нул к объ­е­ди­не­нию сюр­реа­ли­стов (А. Бре­тон и др.; см. Сюр­реа­лизм); был сце­на­ри­стом и ху­дож­ни­ком филь­мов Л. Бунь­ю­эля «Ан­да­луз­ский пёс» (1928) и «Зо­ло­той век» (1930).

В кон. 1920-х гг. сло­жил­ся «па­ра­нои­ко-кри­ти­че­ский ме­тод» Д., ко­то­рый он сам оп­ре­де­лил как спон­тан­ный ме­тод ир­ра­цио­наль­но­го по­зна­ния, ос­но­ван­но­го на объ­ек­ти­ва­ции бре­до­вых ас­со­циа­ций. Об­ра­зы сно­ви­де­ний, фан­таз­мы рас­стро­ен­ной пси­хи­ки ими­ти­ру­ют­ся в кар­ти­нах Д. с по­ра­зи­тель­ной оп­тич. дос­то­вер­но­стью, что при­да­ёт им ха­рак­тер на­вяз­чи­вой ре­аль­но­сти. Слив­шие­ся друг с дру­гом фи­гу­ры-гиб­ри­ды уст­ра­ша­ют сво­ей аб­сурд­но­стью («Мрач­ная иг­ра», 1929, ча­ст­ное со­б­ра­ние, Па­риж). По­сто­ян­но по­вто­ря­ют­ся мо­тив мор. по­бе­ре­жья, за­га­доч­ные де­та­ли и сим­во­лы, свя­зан­ные с лич­ны­ми пе­ре­жи­ва­ния­ми ху­дож­ни­ка: кос­ты­ли, мяг­кие ча­сы и роя­ли, зу­бы, ко­лю­щие и ре­жу­щие ин­ст­ру­мен­ты, на­се­ко­мые («По­сто­ян­ст­во па­мя­ти», 1931, Му­зей совр. иск-ва, Нью-­Йорк; «Жен­щи­ны с цве­точ­ны­ми го­ло­ва­ми, об­на­ру­жи­ваю­щие на пля­же ос­тан­ки роя­ля», 1936, Му­зей Да­ли, Сент-Пи­терс­берг, штат Фло­ри­да; «Сон, вы­зван­ный по­лё­том пче­лы во­круг гра­на­та, за се­кун­ду до про­бу­ж­де­ния», 1944, со­б­ра­ние Тис­сен-Бор­не­ми­са, Мад­рид). Мо­ти­вы аг­рес­сии, ор­га­ни­че­ско­го рас­па­да на­гне­та­ют ат­мо­сфе­ру бо­лез­нен­ной эро­ти­ки и стра­ха, ко­то­рая в не­ко­то­рых по­лот­нах 1930-х гг. ас­со­ции­ру­ет­ся с уг­ро­зой со­ци­аль­ных по­тря­се­ний и войн («Пред­чув­ст­вие гра­ж­дан­ской вой­ны», 1936, Му­зей ис­кусств, Фи­ла­дель­фия; «Осен­ний кан­ни­ба­лизм», 1936, га­ле­рея Тейт, Лон­дон; «Изо­бре­те­ние мон­ст­ров», 1937, Чи­каг­ский ху­дож. ин-т). С 1930-х гг. в жи­во­пи­си Д. всё ча­ще по­яв­ля­ют­ся зри­тель­но-оп­ти­че­ские па­ра­док­сы: фи­гу­ры на­слаи­ва­ют­ся друг на дру­га, од­ни и те же фор­мы по­лу­ча­ют двой­ное, трой­ное изо­бра­зи­тель­ное ис­тол­ко­ва­ние («Ме­та­мор­фо­за Нар­цис­са», 1937, га­ле­рея Тейт; «Ры­нок ра­бов с не­ви­ди­мым бюс­том Воль­те­ра», 1940, Му­зей Да­ли, Сент-Пи­терс­берг, и др.). Об­ра­ща­ясь к клас­сич. про­из­ве­де­ни­ям, Д. пе­ре­тол­ко­вы­вал их смысл в со­от­вет­ст­вии с соб­ст­вен­ны­ми пред­став­ле­ния­ми о бес­соз­на­тель­ном: «При­зрак Вер­ме­ра Делфт­ско­го, ко­то­рый мож­но ис­поль­зо­вать как стол (фе­но­ме­но­ло­ги­че­ская тео­рия "ме­бе­ли-пи­щи")» (1934, Му­зей Да­ли, Сент-Пи­терс­берг); «Ар­хео­ло­ги­че­ская ре­ми­нис­цен­ция "Ан­же­лю­са" Мил­ле» (1933–34, ча­ст­ное со­б­ра­ние).

В 1939 про­изо­шёл раз­рыв Д. с др. уча­ст­ни­ка­ми сюр­реа­ли­стич. объ­е­ди­не­ния, по­сколь­ку по­след­ние со­чли не­при­ем­ле­мы­ми по­ли­тич. воз­зре­ния Д. (мо­нар­хизм, сим­па­тии к во­ж­дям то­та­ли­тар­ных ре­жи­мов) и уп­ро­щён­ное по­ни­ма­ние эс­те­тич. про­грам­мы дви­же­ния; тем не ме­нее Д. про­дол­жал счи­тать се­бя един­ст­вен­ным под­лин­ным сюр­реа­ли­стом. В 1940 он эмиг­ри­ро­вал в США. Шум­ная са­мо­рек­ла­ма, экс­цен­трич­ные ак­ции и шоу, ак­тив­ная дея­тель­ность в при­быль­ных сфе­рах офор­ми­тель­ско­го и при­клад­но­го иск-ва обес­пе­чи­ли Д. ком­мерч. ус­пех и ог­ром­ную из­вест­ность сна­ча­ла в Аме­ри­ке, а за­тем и во всём ми­ре.

В 1948 Д. вер­нул­ся в Ис­па­нию и обо­с­но­вал­ся в Порт-Льи­га­те. Зая­вив о при­вер­жен­но­сти ка­то­ли­циз­му, он соз­дал ряд ви­зио­нер­ских ре­ли­ги­оз­но-мис­тич. ком­по­зи­ций, ос­но­ван­ных на пе­ре­ра­бот­ке ба­роч­ной ико­но­гра­фии и сти­ли­сти­ки («Хри­стос Хуа­на де ла Кру­са», 1951, Ху­дож. га­ле­рея и му­зей, Глаз­го; «Тай­ная ве­че­ря», 1955, Нац. га­ле­рея ис­кус­ст­ва, Ва­шинг­тон). В той же ма­не­ре вы­пол­не­ны по­лот­на на ис­то­рич. и ми­фо­ло­гич. те­мы («Атом­ная Ле­да», 1949, Те­атр-му­зей Да­ли, Фи­ге­рас; «От­кры­тие Аме­ри­ки Хри­сто­фо­ром Ко­лум­бом», 1958–59, Му­зей Да­ли, Сент-Пи­терс­берг); мо­де­лью для мно­гих из них по­слу­жи­ла же­на ху­дож­ни­ка Галá (Е. Д. Дья­ко­но­ва). Позд­ние кар­ти­ны на­пи­са­ны в бег­лой эс­киз­ной ма­не­ре, ха­рак­тер­ной для ро­ман­тич. жи­во­пи­си («Ди­кий пей­заж с об­на­жён­ны­ми», 1970, ча­ст­ное со­б­ра­ние). Ра­бо­тал так­же в скульп­ту­ре, при­клад­ном иск-ве, гра­фи­ке (в т. ч. ил­лю­ст­ри­ро­вал кни­ги – «Пес­ни Маль­до­ро­ра» Лот­реа­мо­на, 1934, и др.). С кон. 1920-х гг. за­ни­мал­ся сце­но­гра­фи­ей, ис­поль­зуя сти­ли­сти­ку сво­их жи­во­пис­ных про­из­ве­де­ний (оформ­ле­ние пье­сы «Марь­яна Пи­не­да» Ф. Гар­сия Лор­ки, 1927; ба­ле­тов «Вак­ха­на­лия» на муз. Р. Ваг­не­ра, 1939, «Ла­би­ринт» на муз. Ф. Шу­бер­та, 1941, оба – «Бал­ле рюс де Мон­те-Кар­ло»; «Галá» на муз. А. Скар­лат­ти, 1961, «Ла Фе­ни­че», Ве­не­ция, и др.). В 1973 ос­но­вал и спро­ек­ти­ро­вал Те­атр-му­зей Да­ли в Фи­ге­ра­се; в Ка­та­ло­нии на­хо­дят­ся так­же Дом-му­зей Дали в Порт-Льи­га­те и За­мок Га­ла Да­ли в Пу­бо­ле.