https://i.imgur.com/tIFL1iml.jpg
фото: poesy.mirtesen.ru

ЗАБОЛО́ЦКИЙ Ни­ко­лай Алек­сее­вич [24. 4(7.5).1903, фер­ма близ Ка­за­ни – 14.10.1958, Мо­ск­ва], рус. по­эт, пе­ре­вод­чик. Ро­дил­ся в се­мье аг­ро­но­ма. В 1913–20 учил­ся в Ур­жум­ском ре­аль­ном уч-ще; в 1920 по­сту­пил од­но­вре­мен­но на фи­ло­ло­гический и ме­дицинский фа­куль­те­ты МГУ; в 1921 пе­ре­ехал в Пет­ро­град, окон­чил Пе­да­го­гический ин-т им. А. И. Гер­це­на (1925). При­сое­ди­нил­ся в 1925 к со­здан­но­му по­этом А. В. Ту­фа­но­вым «Ор­де­ну заумни­ков DSO»; по­зна­ко­мил­ся с Д. И. Харм­сом и А. И. Вве­ден­ским. В 1927 де­бю­ти­ро­вал как по­эт. Во­шёл в груп­пу ОБЭРИУ, для ма­ни­фе­ста ко­то­рой на­пи­сал раз­де­лы «Об­ще­ст­вен­ное ли­цо ОБЭРИУ» и «По­эзия обэ­риу­тов» (опубл. в 1928), так оха­рак­те­ри­зо­вав свой ме­тод: «Пред­мет не дро­бит­ся, но на­обо­рот – ско­ла­чи­ва­ет­ся и уп­лот­ня­ет­ся до от­ка­за…» Ус­танов­ка на кон­крет­ность и «плот­ность» об­раз­но­го ря­да во­пло­ти­лась в сб. «Столб­цы» (1929): ме­сто дей­ст­вия мно­гих его сти­хо­тво­ре­ний (Об­вод­ный ка­нал, На­род­ный дом, чёр­ные ле­ст­ни­цы Ле­нин­гра­да) и лит. ал­лю­зии (на тек­сты Н. В. Го­го­ля и др.) за­став­ля­ют вспом­нить о пе­терб. об­раз­ах рус. клас­сич. лит-ры, од­на­ко яр­кие крас­ки, соч­ные де­та­ли и са­ми на­зва­ния не­ко­то­рых сти­хо­тво­ре­ний («Иг­ра в снеж­ки», «Рыб­ная лав­ка» и др.) от­сы­ла­ют к жи­во­пи­си «ма­лых фла­манд­цев», а ало­гич­ность и при­хот­ли­вость смы­сло­вых свя­зей – к ху­дож. прак­ти­ке жи­во­пис­но­го и лит. аван­гар­диз­ма.

В кон. 1920-х – нач. 1930-х гг. З. пуб­ли­ко­вал в жур­на­лах «Ёж» и «Чиж» сти­хи, рас­ска­зы и очер­ки для де­тей (не­ред­ко под псевд. Я. Мил­лер); в 1930–1932 ра­бо­тал в этих жур­на­лах на тех­нич. долж­но­стях. Под влия­ни­ем со­чи­не­ний И. В. Гё­те, Г. С. Ско­во­ро­ды, В. И. Вер­над­ско­го, К. И. Ци­ол­ков­ско­го, с ко­то­рым З. пе­ре­пи­сы­вал­ся, а так­же В. Хлеб­ни­ко­ва его по­эзия пре­тер­пе­ла зна­чит. из­ме­не­ния: в сти­хах, по­эмах «Бе­зум­ный волк» (1931), «Де­ре­вья», «Пти­цы» (обе 1933) раз­ви­ва­ет­ся на­тур­фи­ло­соф­ская кон­цеп­ция един­ст­ва и мно­го­об­ра­зия при­род­ных форм, взаи­мо­свя­зи жи­вой и не­жи­вой ма­те­рии, ра­зум­но­сти все­го ми­ро­зда­ния. Мысль о том, что че­ло­век дол­жен унич­то­жить при­сут­ст­вую­щие в при­ро­де жес­то­кость и кос­ность и вне­сти в неё гар­мо­нию, вы­ра­же­на в по­эме «Тор­же­ст­во зем­ле­де­лия» (1929–30, опубл. в 1933), ко­то­рая бы­ла трак­то­ва­на как па­ск­виль на кол­хоз­ное строи­тель­ст­во и вы­зва­ла ожес­то­чён­ную кри­ти­ку. Свёр­стан­ный сб. «Сти­хо­тво­ре­ния 1926–32» не вы­шел из пе­ча­ти; З. за­нял­ся пе­ре­во­да­ми-пе­ре­ска­за­ми для де­тей ро­ма­нов Ф. Раб­ле, Дж. Свиф­та, Ш. Де Кос­те­ра. По­яв­ле­ние сти­хо­тво­ре­ний «Про­ща­ние» (1934), по­свя­щён­но­го па­мя­ти С. М. Ки­ро­ва, и «Го­рий­ская сим­фо­ния» (1936) о ро­ди­не И. В. Ста­ли­на, а так­же при­зна­ние собств. «оши­бок» в хо­де дис­кус­сии о фор­ма­лиз­ме по­зво­ли­ли З. вер­нуть­ся к ак­тив­но­му по­этич. твор­че­ст­ву. Он пе­ре­во­дил груз. по­этов, из­дал сб. «Вто­рая кни­га» (1937). 19.3.1938 З. был аре­сто­ван по об­ви­не­нию в контр­ре­во­люц. дея­тель­но­сти, при­го­во­рён к 5 го­дам за­клю­че­ния; ра­бо­тал на Даль­нем Вос­то­ке на ле­со­по­ва­ле, в карь­е­ре, на строи­тель­ст­ве же­лез­ной до­ро­ги, по­сле пе­ре­во­да в 1943 в рай­он Ку­лун­ды – на до­бы­че озёр­ной со­ды. 18.8.1944 ос­во­бо­ж­дён, но ос­тав­лен при ла­ге­ре; в 1945 пе­ре­ве­дён в Ка­ра­ган­ду (часть этих со­бы­тий вос­соз­дал в «Ис­тории мое­го за­клю­че­ния», 1956, опубл. в 1988).

В 1946 вер­нул­ся в Мо­ск­ву, где вновь по­сле мно­го­лет­не­го пе­ре­ры­ва на­чал пи­сать сти­хи, пе­ре­во­дил тад­жик­ских, венг., нем., груз. и др. по­этов (в т. ч. по­эму Ш. Рус­та­ве­ли «Ви­тязь в тиг­ро­вой шку­ре», 1957); опуб­ли­ко­вал сти­хотв. пе­ре­вод «Сло­ва о пол­ку Иго­ре­ве» (1946), сб. «Сти­хо­тво­ре­ния» (1948). В 1951 вы­сту­пил с док­ла­дом «К во­про­су о рит­ми­че­ской струк­ту­ре "Сло­ва о пол­ку Иго­ре­ве"» (опубл. в 1969) на за­се­да­нии спец. ко­мис­сии, по­свя­щён­ной это­му лит. па­мят­ни­ку; на­чал ра­бо­ту по соз­да­нию еди­но­го сти­хотв. эпо­са на ос­но­ве рус. бы­лин (за­мы­сел не осу­ще­ст­в­лён). Позд­няя по­эзия З. от­ли­ча­ет­ся яс­но­стью и про­сто­той об­раз­но-сти­ли­стич. строя, ори­ен­ти­ро­ван­но­го на тра­ди­ции рус. ли­ри­ки 19 в.; на­тур­фи­ло­соф­ская те­ма­ти­ка ус­ту­пи­ла в ней ме­сто пси­хо­ло­ги­че­ски уг­луб­лён­ным раз­думь­ям о сущ­но­сти че­ло­ве­че­ской ду­ши, о мес­те че­ло­ве­ка в ми­ре. В 1957 был соз­дан ред­кий по ли­рич. прон­зи­тель­но­сти цикл «По­след­няя лю­бовь», вы­шла по­след­няя кни­га З. – сб. «Сти­хо­тво­ре­ния», объ­е­ди­нив­ший из­бран­ные сти­хи 1930–50-х гг. и пе­ре­во­ды. В ис­то­рич. по­эме «Руб­рук в Мон­го­лии» (1958) точ­ные де­та­ли, по­черп­ну­тые из от­чё­та о пу­те­ше­ст­вии мо­на­ха-ми­но­ри­та в 1253 и др. ис­точ­ни­ков, со­сед­ст­ву­ют с раз­мыш­ле­ния­ми о про­ти­во­стоя­нии вост. и зап. ци­ви­ли­за­ций; не­ко­то­рые приё­мы по­эмы от­сы­ла­ют к гро­те­ско­вой сти­ли­сти­ке «Столб­цов». Сре­ди др. про­из­ве­де­ний: очер­ки и ста­тьи о лит-ре; под­го­тов­лен­ная З. на ос­но­ве пи­сем к се­мье под­бор­ка «Сто пи­сем 1938–1944 гг.» (опубл. в 1989), рас­ска­зы о жиз­ни в ла­ге­ре. На­гра­ж­дён ор­де­ном Тру­до­во­го Крас­но­го Зна­ме­ни (1958).