https://i.imgur.com/oSV0OExl.jpg
фото: pinterest.ru

ТАГО́Р Ра­бин­д­ра­нат (Тха­кур Ро­бин­д­ро­натх) (7.5.1861, Каль­кут­та – 7.8.1941, там же), инд. (бенг.) по­эт, про­за­ик, дра­ма­тург, му­зы­кант, жи­во­пи­сец, об­ществ. дея­тель. Сын Д. Та­го­ра. Дя­дя А. Та­го­ра. Пи­сал на бенг. и англ. язы­ках. Ро­дил­ся в бо­га­той и про­све­щён­ной се­мье. По­лу­чил до­маш­нее об­ра­зо­ва­ние. В 1878–80 по­се­щал лек­ции по юрис­пру­ден­ции в Лон­дон­ском ун-те; вер­нул­ся на ро­ди­ну. Вос­хи­щал­ся М. К. Ган­ди, но да­ле­ко не все­гда был с ним со­гласен, в ча­ст­но­сти вы­сту­пал про­тив кам­па­ний «не­со­труд­ни­че­ст­ва» с брит. вла­стя­ми и по­ла­гал, что мо­дер­ни­за­ция инд. об­ще­ст­ва важ­нее, чем по­ли­тич. не­за­ви­си­мость. Впе­чат­ле­ния от ви­зи­та в Мо­ск­ву в сент. 1930 на­шли во­пло­ще­ние в кн. «Пись­ма о Рос­сии» (1931, сокр. рус. пер. 1956), в ко­то­рой в це­лом по­ложи­тель­но оце­нил со­вет­скую сис­те­му (срав­ни­вая её с брит. управ­ле­ни­ем в Ин­дии – не в поль­зу по­след­не­го), но вы­ска­зал и кри­тич. за­ме­ча­ния. В кон. 1920-х гг. Т. от­крыл в се­бе дар жи­во­пис­ца и со­здал мно­го­числ. ак­ва­ре­ли и ри­сун­ки, вы­став­ляв­шие­ся во мн. стра­нах.

Т. – ве­ли­чай­ший пред­ста­ви­тель бенг. куль­ту­ры 19–20 вв., один из соз­да­те­лей совр. бенг. лит. язы­ка. Опуб­ли­ко­вал св. 40 по­этич. сб-ков, в т. ч. «Ве­чер­ние пес­ни» (1882), «Зо­ло­тая ла­дья» (1893), «Пе­ре­пра­ва» (1906), «Жу­рав­ли» (1916), «Мохуа» (1929), «За­вер­ше­ние» (1932). В 1912 из­дал в Лон­до­не сни­скав­шую вы­со­кую оцен­ку У. Б. Йейт­са ан­то­ло­гию «Ги­танд­жа­ли» (букв. «При­горш­ня пе­сен» или «При­но­ше­ние из пе­сен»), в ко­то­рую во­шли сде­лан­ные им са­мим пе­ре­во­ды собств. сти­хо­тво­ре­ний. В 1913 Т. при­су­ж­де­на Но­бе­лев­ская пр. по лит-ре за «глу­бо­ко про­чув­ст­во­ван­ные, све­жие и пре­крас­ные сти­хи, по­сред­ст­вом ко­то­рых – с со­вер­шен­ным мас­тер­ст­вом – он сде­лал свою по­эти­че­скую мысль, вы­ра­жен­ную им же анг­лий­ски­ми сло­ва­ми, ча­стью ли­те­ра­ту­ры За­па­да». В по­сле­дую­щие де­ся­ти­ле­тия мно­го пу­те­ше­ст­во­вал, по­се­тил св. 30 стран, стал не­офиц. по­слан­ни­ком и сим­во­лом Ин­дии в ми­ре, про­по­ве­до­вал взаи­мо­по­ни­ма­ние ме­ж­ду куль­ту­ра­ми. Ав­тор ок. 2000 пе­сен и не­сколь­ких тан­це­валь­но-дра­ма­тич. муз. пьес. Соз­дан­ная им пе­сен­ная тра­ди­ция ро­бин­д­ро­шон­гит пред­став­ля­ет со­бой сплав инд. и ев­роп. тра­ди­ций. Две пес­ни Т. ста­ли гос. гим­на­ми Ин­дии и Банг­ла­деш. Сре­ди др. про­из­ве­де­ний: рас­ска­зы, ро­ма­ны (в т. ч. «Гóра», 1907–10; «Дом и мир», 1915–16), пье­сы, ав­то­био­гра­фич. кни­ги, опи­са­ния пу­те­ше­ст­вий, эс­се. Твор­че­ст­во Т. – од­но из выс­ших дос­ти­же­ний инд. куль­ту­ры Но­во­го вре­ме­ни, воз­ник­шей как син­тез ме­ст­ных тра­ди­ций и твор­че­ски пе­ре­ра­бо­тан­ных эле­мен­тов зап. куль­ту­ры.

Т. счи­тал про­све­ще­ние осн. сред­ст­вом об­нов­ле­ния об­ще­ст­ва и воз­ро­ж­де­ния инд. куль­ту­ры. На­зна­че­ние шко­лы ви­дел в ор­га­нич. вклю­че­нии ин­ди­ви­да в сис­те­му при­род­ных, об­ществ. и кос­мич. свя­зей. В 1901 от­крыл в по­ме­стье Шан­ти­ни­ке­тан шко­лу, где сам пре­по­да­вал, а в 1921 – Ун-т Виш­ва-Бха­ра­ти. Раз­ра­бо­тал ряд школь­ных учеб­ни­ков, в т. ч. грам­ма­ти­ку и кни­ги для чте­ния на бенг. язы­ке.

Со­чи­не­ния Т. пе­ре­во­ди­лись на мн. язы­ки ми­ра; мно­го пе­ре­во­дов на рус. яз. (в осн. с англ. вер­сий) вы­шло с 1913 по 1929. С 1955 на­ча­лась но­вая вол­на пе­ре­во­дов (с бенг.), од­на­ко по­эзия Т. так и не по­лу­чи­ла аде­к­ват­но­го во­пло­ще­ния.