https://i.imgur.com/sHCxz3Dl.jpg
фото: historical-baggage.ru

ЧАЙКО́ВСКИЙ Пётр Иль­ич [25.4(7.5).1840, Вот­кин­ский за­вод, Са­ра­пуль­ский у. Вят­ской губ., ны­не Вот­кинск, Уд­мур­тия – 25.10(6.11).1893, С.-Пе­тер­бург], рос. ком­по­зи­тор, пе­да­гог, ди­ри­жёр, муз. кри­тик. Круп­ней­ший пред­ста­ви­тель рус. муз. ро­ман­тиз­ма. Сын гор­но­го ин­же­не­ра, на­чаль­ни­ка ка­зён­но­го Вот­кин­ско­го за­во­да. Окон­чил Уч-ще пра­во­ве­де­ния в С.-Пе­тер­бур­ге (1859; в клас­се пе­ния за­ни­мал­ся под рук. Г. Я. Ло­ма­ки­на), слу­жил в Мин-ве юс­ти­ции (до 1863). С 1861 за­ни­мал­ся в Муз. клас­сах Рус. муз. об-ва, в 1862 пре­об­ра­зо­ван­ных в С.-Пе­терб. конс., ко­то­рую окон­чил в 1865 по клас­су со­чи­не­ния А. Г. Ру­бин­штей­на. В 1866 по пред­ло­же­нию Н. Г. Ру­бин­штей­на пе­ре­ехал в Мо­ск­ву, в 1866–1878 проф. Мо­с­ков­ской конс. (клас­сы сво­бод­но­го со­чи­не­ния, тео­рии му­зы­ки, гар­мо­нии и ин­ст­ру­мен­тов­ки). Сре­ди уче­ни­ков – С. И. Та­не­ев, А. Ф. Арендс, А. А. Бран­ду­ков, хо­ро­вой ди­ри­жёр В. С. Ор­лов. Влия­ние на твор­че­ст­во ком­по­зи­то­ра ока­за­ло по­се­ще­ние им моск. Ар­ти­стич. круж­ка (ос­но­ван в 1865), об­ще­ние с А. Н. Ост­ров­ским, П. М. Са­дов­ским, Н. Д. Каш­ки­ным, П. И. Юр­ген­со­ном. Ч. уча­ст­во­вал в муз. жиз­ни Мо­ск­вы; здесь из­да­ва­лись и ис­пол­ня­лись его про­из­ве­де­ния (в 1868 со­стоя­лась пре­мье­ра 1-й сим­фо­нии под упр. Н. Г. Ру­бин­штей­на – пер­во­го ис­пол­ни­те­ля мн. со­чи­не­ний Ч.), оп­ре­де­ли­лись осн. жан­ры твор­че­ст­ва. С 1868 в круг об­ще­ния Ч. вхо­ди­ли ком­по­зи­то­ры – чле­ны Ба­ла­ки­рев­ско­го круж­ка («Мо­гу­чей куч­ки»), идеи ко­то­рых по­слу­жи­ли сти­му­лом к со­зда­нию ря­да сим­фо­нич. про­из­ве­де­ний (по со­ве­ту М. А. Ба­ла­ки­ре­ва Ч. на­пи­сал про­грамм­ную увер­тю­ру-фан­та­зию «Ро­мео и Джуль­ет­та», по У. Шек­спи­ру, 1869; окон­чат. ред. – 1880; Глин­кин­ская пр., 1884). В кон. 1870-х гг. пе­ре­жил тя­жё­лый ду­шев­ный кри­зис, неск. лет жил пре­им. за гра­ни­цей. При этом он про­дол­жал со­чи­нять, его про­из­ве­де­ния зву­ча­ли в Рос­сии (пре­мье­ра про­грамм­ной сим­фо­нич. фан­та­зии «Фран­че­ска да Ри­ми­ни» по Дан­те – 1877, Мо­ск­ва, ди­ри­жёр Н. Г. Ру­бин­штейн; Глин­кин­ская пр., 1886), стра­нах Ев­ро­пы и США (пре­мье­ра 1-го фп. кон­цер­та – 1875, Бос­тон, со­лист Х. фон Бю­лов). Важ­ным для Ч. в эти го­ды ста­ло об­ще­ние по пе­ре­пис­ке с Н. Ф. фон Мекк (см. в ст. Мек­ки), ко­то­рая под­дер­жи­ва­ла сво­его кор­рес­пон­ден­та не толь­ко ду­хов­но, но и (в 1876–1890) ма­те­ри­аль­но; ей Ч. по­свя­тил 4-ю сим­фо­нию (пре­мье­ра – 1878, Мо­ск­ва, ди­ри­жёр Н. Г. Ру­бин­штейн). 1-я пол. 1880-х гг. от­ме­че­на пре­мье­ра­ми ря­да круп­ных со­чи­не­ний – Скри­пич­но­го кон­цер­та (1881, Ве­на, со­лист А. Д. Брод­ский), опер «Ев­ге­ний Оне­гин» (впер­вые на проф. сце­не – моск. Боль­шой те­атр, 1881), «Ор­ле­ан­ская де­ва» (Ма­ри­ин­ский те­атр, 1881), «Ма­зе­па» (по по­эме Пуш­ки­на «Пол­та­ва», моск. Боль­шой те­атр, 1884). В сер. 1880-х гг. Ч. вер­нул­ся к ак­тив­ной муз.-об­ществ. жиз­ни. С 1887 вы­сту­пал как ди­ри­жёр (ис­пол­нял гл. обр. свои со­чи­не­ния) в Рос­сии (пре­мье­ра 5-й сим­фо­нии – 1888, С.-Пе­тер­бург) и за ру­бе­жом, в т. ч. в кон­церт­ных по­езд­ках по го­ро­дам Ев­ро­пы (1888, 1889) и США (1891, в т. ч. на от­кры­тии Кар­не­ги-хол­ла). За­гра­нич­ные по­езд­ки ук­ре­пи­ли свя­зи Ч. с круп­ны­ми ев­роп. му­зы­кан­та­ми, сре­ди ко­то­рых – Э. Григ, А. Двор­жак, К. Сен-Санс. В 1885–90 вхо­дил в со­вет ди­рек­то­ров Моск. от­де­ле­ния ИРМО. С 1885 жил в Под­мос­ко­вье, в ок­ре­ст­но­стях Кли­на (Май­да­но­во, Фро­лов­ское), с 1892 – в Кли­ну; час­то вы­ез­жал в С.-Пе­тер­бург и др. В 1892 из­бран чл.-корр. франц. Ака­де­мии изящ­ных ис­кусств. По­след­ние го­ды жиз­ни Ч. оз­на­ме­но­ва­лись за­вер­ше­ни­ем и по­ста­нов­кой став­ших зна­ме­ни­ты­ми опер «Пи­ко­вая да­ма», «Ио­лан­та», ба­ле­тов «Спя­щая кра­са­ви­ца», «Щел­кун­чик»; пре­мье­ра 6-й сим­фо­нии 16(28).10.1893 ста­ла по­след­ним пуб­лич­ным вы­сту­п­ле­ни­ем Ч.-ди­ри­жё­ра.

Ч. со­чи­нял прак­ти­че­ски во всех со­вре­мен­ных ему жан­рах, глав­ные из них – сце­ни­че­ские и сим­фо­ни­че­ские. Со­дер­жа­ние му­зы­ки Ч. ох­ва­ты­ва­ет об­ра­зы жиз­ни и смер­ти, люб­ви, при­ро­ды, дет­ст­ва, го­род­ско­го и де­ре­вен­ско­го бы­та, в ней по-но­во­му (не­за­ви­си­мо от жан­ров – сце­ни­че­ских или чис­то ин­ст­ру­мен­таль­ных) рас­кры­ва­ют­ся про­из­ве­де­ния клас­си­ков ми­ро­вой лит-ры. Опи­ра­ясь, с од­ной сто­ро­ны, на ев­роп. ро­ман­тич. стиль (рас­ши­рен­ная то­наль­ность, мо­тив­но-те­ма­тич. раз­ра­бот­ка, кон­тра­пункт, опер­ные лейт­мо­ти­вы, прин­ци­пы ин­ст­ру­мен­тов­ки и т. д.) и, с др. сто­ро­ны, на сло­жив­ший­ся у рус. ком­по­зи­то­ров 19 в. син­тез гор. бы­то­вой пес­ни-ро­ман­са и нар. кре­сть­ян­ской пес­ни, Ч. соз­дал свой не­по­вто­ри­мый, лег­ко уз­на­вае­мый язык, спо­соб­ный од­но­вре­мен­но и к во­пло­ще­нию тон­чай­ших ду­шев­ных дви­же­ний, и к обоб­ще­нию мас­штаб­ных идей. Все вы­ра­зи­тель­ные сред­ст­ва му­зы­ки Ч., дей­ст­вуя ор­га­нич­но и со­во­куп­но, об­ла­да­ют мощ­ной энер­ги­ей, вы­зы­ва­ют не­мед­лен­ный от­клик в ду­ше слу­ша­те­ля.

Муз.-сце­нич. на­сле­дие Ч. вклю­ча­ет 11 опер и 3 ба­ле­та. В опе­ре «Ев­ге­ний Оне­гин» (по А. С. Пуш­ки­ну, 1878; пер­вая пост. в 1879, спек­такль опер­ной сту­дии Моск. конс. на сце­не Ма­ло­го те­ат­ра), скром­но обо­зна­чен­ной ав­то­ром как «ли­ри­че­ские сце­ны», сло­жил­ся гиб­кий ари­оз­но-ре­чи­та­тив­ный стиль, дос­тиг­ну­то ор­га­нич­ное един­ст­во во­каль­но­го и сим­фони­че­ско­го на­чал, ли­ри­ко-дра­ма­тич. и жан­ро­во-бы­то­во­го пла­нов. Здесь Ч. во­пло­тил свой эс­те­тич. иде­ал «ин­тим­ной, но силь­ной дра­мы» из жиз­ни обык­но­вен­ных лю­дей. В опе­рах на ис­то­рич. сю­же­ты «Ор­ле­ан­ская де­ва» (соч. 1879) и «Ма­зе­па» (соч. 1883) в цен­тре внима­ния Ч. – ду­шев­ная дра­ма ге­ро­ев. Вер­ши­на опер­но­го твор­че­ст­ва Ч. – «Пи­ко­вая да­ма» (соч. и пост. в 1890, Ма­ри­ин­ский те­атр), в ко­то­рой не­боль­шая «мис­ти­че­ская» по­весть Пуш­ки­на пре­вра­ще­на ком­по­зи­то­ром в тра­ге­дию лич­но­сти, бес­силь­ной пе­ред ли­цом не­от­вра­ти­мой судь­бы. По­след­няя опе­ра Ч. – од­но­акт­ная ли­рич. опе­ра «Ио­лан­та» (либр. М. И. Чай­ков­ско­го по дра­ме Х. Хер­ца, 1891, пост. в 1892, Ма­ри­ин­ский те­атр). Ч. ре­фор­ми­ро­вал тра­диц. ди­вер­тис­мент­ный тип клас­сич. ба­ле­та, му­зы­ка ба­летов «Ле­бе­ди­ное озе­ро» (1876, пост. в 1877, Боль­шой те­атр), «Спя­щая кра­са­ви­ца» (по Ш. Пер­ро, 1889, пост. в 1890, Ма­ри­ин­ский те­атр) и «Щел­кун­чик» (по Э. Т. А. Гоф­ма­ну, соч. и пост. в 1892, там же) со­че­та­ет хре­сто­ма­тий­ные об­раз­цы ме­ло­ди­ки Ч. с ев­роп. тех­ни­кой не­пре­рыв­но­го сим­фо­нич. раз­ви­тия ма­те­риа­ла.

Сре­ди ор­ке­ст­ро­вых со­чи­не­ний гл. ме­сто в твор­че­ст­ве Ч. за­ни­ма­ют 6 сим­фо­ний (1866, 1872, 1875, 1877, 1888, 1893). Счи­тая сим­фо­нию «ис­по­ве­дью ду­ши», «ли­рич­ней­шей из всех музы­каль­ных форм», Ч. в то же вре­мя стре­мил­ся реа­ли­зо­вать в ней кон­цеп­цию кон­фликт­ной дра­ма­тур­гии, осо­бен­но в 6-й сим­фо­нии, кон­цеп­ту­аль­ный за­мы­сел ко­то­рой вы­звал ме­та­мор­фо­зы тра­диц. жан­ра, фор­мы, гар­мо­нии, рит­ма и др. Те же прин­ци­пы пре­тво­ре­ны в об­раз­цах его сим­фо­нич. про­грамм­ной му­зы­ки (кро­ме вы­ше­на­зван­ных – фан­та­зия «Бу­ря» по У. Шек­спи­ру, 1873, сим­фо­ния «Ман­фред» по Дж. Бай­ро­ну, 1885, и др.). Ка­че­ст­ва­ми, ха­рак­тер­ны­ми для ор­ке­ст­ро­вой му­зы­ки, от­ме­че­ны и ин­ст­ру­мен­таль­ные со­чи­не­ния др. жан­ров (1-й кон­церт для фп. с ор­ке­ст­ром, 1875; Кон­церт для скрип­ки с ор­ке­ст­ром, 1878; 3-й струн­ный квар­тет, 1876; фп. трио «Па­мя­ти ве­ли­ко­го ху­дож­ни­ка», 1882), а так­же ро­ман­сы, хо­ры, фп. пье­сы и др. про­из­ве­де­ния.

Су­ще­ст­вен­ны­ми ка­че­ст­ва­ми цер­ков­ной му­зы­ки Ч. счи­тал внят­ность, ис­крен­ность и сдер­жан­ность вы­ра­же­ния, ко­то­рые на­шли во­пло­ще­ние пре­ж­де все­го в Ли­тур­гии (1878) и Все­нощ­ной (1882). Вме­сте с тем под за­яв­лен­ной им не­об­хо­ди­мо­стью «от­резв­ле­ния» рус. цер­ков­ной му­зы­ки от «чрез­мер­но­го ев­ро­пе­из­ма» Ч. по­ни­мал (в со­от­вет­ст­вии с вея­ния­ми вре­ме­ни) не ре­кон­ст­рук­цию др.-рус. мо­но­дии, но лишь «пра­виль­ную» её гар­мо­ни­за­цию, сде­лан­ную по тем же за­ко­нам зап.-ев­роп. то­наль­но­сти, что и му­зы­ка Д. С. Борт­нян­ско­го (Ч. ра­бо­тал над изда­ни­ем его ду­хов­ных со­чи­не­ний в 10 то­мах, 1881–82), но бо­лее изы­скан­ную и раз­но­об­раз­ную.

Ч. – ав­тор пер­во­го рус. учеб­ни­ка гар­мо­нии («Ру­ко­во­дство к прак­ти­че­ско­му изу­че­нию гар­мо­нии», 1872), на­пи­сан­но­го в по­мощь мо­ло­дым ком­по­зи­то­рам. По прось­бе прот. Д. В. Ра­зу­мов­ско­го он пе­ре­ра­бо­тал учеб­ник с учё­том по­треб­но­стей об­ра­зо­ва­ния цер­ков­ных му­зы­кан­тов и опуб­ли­ко­вал его под назв. «Крат­кий учеб­ник гар­мо­нии» (1875). Оба ва­ри­ан­та учеб­ни­ка име­ют ди­дак­тич. на­прав­лен­ность и не со­дер­жат сис­те­мы на­уч.-тео­ре­тич. по­ня­тий и к.-л. ис­то­рио­гра­фии гар­мо­нии. Кри­тич. ра­бо­ты (Ч. впер­вые вы­сту­пил в пе­ча­ти в 1868, в 1872–76 пи­сал для газ. «Рус­ские ве­до­мо­сти») очер­чи­ва­ют лич­ные при­стра­стия Ч., но в то же вре­мя со­дер­жат мет­кие ха­рак­те­ри­сти­ки рус. и зап. му­зы­кан­тов; они так­же вы­да­ют его пыт­ли­вую реф­лек­сию, ши­ро­кое ос­мыс­ле­ние эс­те­ти­ки муз. твор­че­ст­ва и тон­ко­стей ком­по­зи­тор­ской тех­ни­ки. Опуб­ли­ко­ва­но об­шир­ное лит. на­сле­дие Ч.: днев­ни­ки (1923), муз.-кри­тич. ста­тьи (1953, пе­ре­из­да­ны в 1986), пе­ре­пис­ка с Н. Ф. фон Мекк (т. 1–3, 1934–36, пе­ре­из­да­на в 2007–2010), П. И. Юр­ген­со­ном (т. 1–2, 1938–1952), С. И. Та­нее­вым (1951), Н. А. Рим­ским-Кор­са­ко­вым и мн. др.

Твор­че­ст­во Ч. ока­за­ло силь­ное влия­ние на сле­дую­щие по­ко­ле­ния ком­по­зи­то­ров (бо­лее все­го на С. В. Рах­ма­ни­но­ва, Вас. С. Ка­лин­ни­ко­ва, так­же на И. О. Ду­на­ев­ско­го и др.). Ме­мо­ри­аль­ные му­зеи: Чай­ков­ско­го П.И. дом-му­зей, Дом-му­зей в Вот­кин­ске (1940).