https://i.imgur.com/W12smKCl.jpg
фото: kulturologia.ru

СЕНКЕ́ВИЧ (Sienkiewicz) Ген­рик (5.5.1846, дер. Во­ля-Ок­шей­ска на Под­ля­шье – 15.11.1916, Ве­ве, Швей­ца­рия; в 1924 пе­ре­за­хо­ро­нен в Вар­ша­ве в ка­фед­раль­ном со­бо­ре Св. Ио­ан­на Кре­сти­те­ля), польск. пи­са­тель, поч. ака­де­мик Пе­терб. АН (1914). Из обед­нев­ше­го шля­хет­ско­го ро­да. В 1866–70 учил­ся на мед. и ис­то­ри­ко-фи­ло­ло­гич. ф-тах Глав­ной шко­лы (с 1869 Вар­шав­ский ун-т). С 1869 на­чал пуб­ли­ко­вать­ся в прес­се; в 1870–80-е гг. ра­бо­тал в га­зе­тах «Gazeta Polska» и «Słowo», еже­не­дель­ни­ке «Niwa». В 1876–90 пу­теше­ст­во­вал по Ев­ро­пе, США, Аф­ри­ке; с 1914 жил в Швей­ца­рии.

Лит. де­бют – со­ци­аль­но-пси­хо­ло­гич. по­весть «На­прас­но» («Na marne», 1872), в ко­то­рой бы­ли за­пе­чат­ле­ны на­строе­ния польск. ин­тел­ли­ген­ции 1860-х гг. Со­ци­аль­ная про­бле­ма­ти­ка – в цен­тре рас­ска­зов сб. «Юмо­ре­ски из порт­фе­ля Вор­шил­лы» («Humoreski z teki Worszyłły», 1872). Ав­тор по­вес­тей в ду­хе реа­лиз­ма с боль­шим со­чув­ст­ви­ем жи­во­пи­сую­щих на­пол­нен­ный тра­ге­дия­ми и не­взго­да­ми быт тру­до­во­го на­ро­да: «Ста­рый слу­га» («Stary sługa», 1875), «Га­ня» («Hania», 1876), «Эс­ки­зы уг­лём» («Szkice wᶒg­lem», 1877), «Ян­ко-му­зы­кант» («Janko Muzykant», 1879). Про­тес­том про­тив на­силь­ст­вен­но­го оне­ме­чи­ва­ния по­ля­ков от­ме­че­ны по­вес­ти «Из днев­ни­ка по­знан­ско­го учи­те­ля» («Z pamiᶒtnika poznańsk̦iego nauczyciela», 1879), «Бар­тек-по­бе­ди­тель» («Bartek Zwyciᶒzca», 1882); уни­жен­ное по­ло­же­ние польск. эмиг­ран­тов на чуж­би­не пред­став­ле­но в по­вес­тях «За хле­бом» («Za chlebem», 1880), «Фо­нар­щик на мая­ке» («Latarnik», 1881).

Ши­ро­кую из­вест­ность сни­ска­ли про­ни­зан­ные па­фо­сом пат­рио­тиз­ма и на­де­ж­да­ми на не­за­ви­си­мость Поль­ши ис­то­рич. ро­ма­ны С.: со­ста­вив­шие три­ло­гию «Ог­нём и ме­чом» («Ogniem i mieczem», 1883–84; о вос­ста­нии Б. М. Хмель­ниц­ко­го; эк­ра­ни­за­ция Е. Гоф­ма­на, 1999), «По­топ» («Potop», 1886; о швед. на­ше­ст­вии 1655–56; эк­ра­ни­за­ция Гоф­ма­на, 1969), «Пан Во­ло­ды­ев­ский» («Pan Wo­ł o­dyjowski», 1887–88; об от­ра­же­нии тур. аг­рес­сии в 1668–73; эк­ра­ни­за­ция Гоф­ма­на, 1969), а так­же ро­ман «Кре­сто­носцы» («Krzyżacy», 1897–1900; о борь­бе Поль­ши про­тив Тев­тон­ско­го ор­де­на в нач. 14 в. и Грюн­вальд­ской бит­ве 1410; эк­ра­ни­за­ция 1960). На­пи­сан­ная с про­ка­то­лич. по­зи­ций эпо­пея «Quo va­dis» (в пер. с лат. яз. – «Ку­да идёшь?», 1894–1896, в рус. пер. «Ка­мо гря­де­ши», 1896; не­од­но­крат­но эк­ра­ни­зи­ро­ва­на, в т. ч. реж. Е. Ка­ва­ле­ро­вичем, 2001) по­свя­ще­на жиз­ни пер­вых хри­сти­ан в язы­че­ском Ри­ме эпо­хи Не­ро­на. Ав­тор со­ци­аль­но-пси­хо­ло­гич. ро­ма­нов «Без дог­ма­та» («Bez dog­matu», 1889–90), «Се­мья По­ла­нец­ких» («Ro­dzina Połanieckich», 1893–94), «Ому­ты» («Wiry», 1909–10), про­из­ве­де­ний для де­тей, пу­те­вых за­пи­сок, об­шир­ной пе­ре­пис­ки и др.

Твор­че­ст­во С. ока­за­ло боль­шое влия­ние на раз­ви­тие польск. но­вел­лы, жан­ров ис­то­рич. и пси­хо­ло­гич. ро­ма­на; спо­соб­ст­во­ва­ло раз­ви­тию польск. лит. язы­ка. Про­из­ве­де­ния С. име­ли зна­чит. успех в Рос­сии в кон. 19 – 1-й пол. 20 вв. Но­бе­лев­ская пр. (1905).