СЕНКЕ́ВИЧ (Sienkiewicz) Генрик (5.5.1846, дер. Воля-Окшейска на Подляшье – 15.11.1916, Веве, Швейцария; в 1924 перезахоронен в Варшаве в кафедральном соборе Св. Иоанна Крестителя), польск. писатель, поч. академик Петерб. АН (1914). Из обедневшего шляхетского рода. В 1866–70 учился на мед. и историко-филологич. ф-тах Главной школы (с 1869 Варшавский ун-т). С 1869 начал публиковаться в прессе; в 1870–80-е гг. работал в газетах «Gazeta Polska» и «Słowo», еженедельнике «Niwa». В 1876–90 путешествовал по Европе, США, Африке; с 1914 жил в Швейцарии.
Лит. дебют – социально-психологич. повесть «Напрасно» («Na marne», 1872), в которой были запечатлены настроения польск. интеллигенции 1860-х гг. Социальная проблематика – в центре рассказов сб. «Юморески из портфеля Воршиллы» («Humoreski z teki Worszyłły», 1872). Автор повестей в духе реализма с большим сочувствием живописующих наполненный трагедиями и невзгодами быт трудового народа: «Старый слуга» («Stary sługa», 1875), «Ганя» («Hania», 1876), «Эскизы углём» («Szkice wᶒglem», 1877), «Янко-музыкант» («Janko Muzykant», 1879). Протестом против насильственного онемечивания поляков отмечены повести «Из дневника познанского учителя» («Z pamiᶒtnika poznańsk̦iego nauczyciela», 1879), «Бартек-победитель» («Bartek Zwyciᶒzca», 1882); униженное положение польск. эмигрантов на чужбине представлено в повестях «За хлебом» («Za chlebem», 1880), «Фонарщик на маяке» («Latarnik», 1881).
Широкую известность снискали пронизанные пафосом патриотизма и надеждами на независимость Польши историч. романы С.: составившие трилогию «Огнём и мечом» («Ogniem i mieczem», 1883–84; о восстании Б. М. Хмельницкого; экранизация Е. Гофмана, 1999), «Потоп» («Potop», 1886; о швед. нашествии 1655–56; экранизация Гофмана, 1969), «Пан Володыевский» («Pan Woł odyjowski», 1887–88; об отражении тур. агрессии в 1668–73; экранизация Гофмана, 1969), а также роман «Крестоносцы» («Krzyżacy», 1897–1900; о борьбе Польши против Тевтонского ордена в нач. 14 в. и Грюнвальдской битве 1410; экранизация 1960). Написанная с прокатолич. позиций эпопея «Quo vadis» (в пер. с лат. яз. – «Куда идёшь?», 1894–1896, в рус. пер. «Камо грядеши», 1896; неоднократно экранизирована, в т. ч. реж. Е. Кавалеровичем, 2001) посвящена жизни первых христиан в языческом Риме эпохи Нерона. Автор социально-психологич. романов «Без догмата» («Bez dogmatu», 1889–90), «Семья Поланецких» («Rodzina Połanieckich», 1893–94), «Омуты» («Wiry», 1909–10), произведений для детей, путевых записок, обширной переписки и др.
Творчество С. оказало большое влияние на развитие польск. новеллы, жанров историч. и психологич. романа; способствовало развитию польск. лит. языка. Произведения С. имели значит. успех в России в кон. 19 – 1-й пол. 20 вв. Нобелевская пр. (1905).