https://i.imgur.com/6xpnf1rl.jpg
фото: emaze.com

ТА́УТ (Taut) Бру­но (4.5.1880, Кё­нигс­берг – 24.12.1938, Стам­бул), нем. ар­хи­тек­тор, чл. Прус­ской АХ (1931–34) и Стамбуль­ской АХ (1936). По­лу­чил спе­ци­аль­ность плот­ни­ка в Кё­нигс­бер­ге (1897–1901), обу­чал­ся ар­хи­тек­ту­ре и гра­до­строи­тель­ст­ву в бю­ро Б. Мё­рин­га в Бер­ли­не (1903–1904) и Т. Фи­ше­ра в Штут­гар­те (1904–1908). Ве­ду­щий ар­хи­тек­тор близ­ко­го мо­дер­низ­му дви­же­ния «Но­вое строи­тель­ст­во», ини­циа­тор воз­вра­ще­ния цвет­но­сти в ар­хи­тек­ту­ру.

Экс­перт Герм. об-ва го­ро­дов-са­дов (1912) и На­уч.-тех­нич. к-та при Выс­шем со­ве­те ком­му­наль­но­го хо­зяй­ст­ва ЦИК СССР (1932). С 1908 воз­во­дил в ок­ре­ст­но­стях Бер­ли­на сред­не­этаж­ные квар­таль­ные жи­лые ком­плек­сы, с 1910 – коо­пе­ра­тив­ные «при­го­ро­ды-са­ды» с ма­ло­этаж­ны­ми сбло­ки­ро­ван­ны­ми до­ма­ми про­стой фор­мы и яр­кой рас­крас­ки под скат­ны­ми кров­ля­ми: «Фаль­кен­берг» («Грим­на­бор», 1913–15, ны­не Бер­лин; вклю­чён в спи­сок Все­мир­но­го на­сле­дия), «Ре­фор­ма» (Ма­где­бург, 1913–14). Па­виль­о­ны но­вых стро­ит. ма­те­риа­лов: Сталь­но­го сою­за на вы­став­ке в Лейп­ци­ге (1913), «Стек­лян­ный дом» на вы­став­ке «Не­мец­ко­го Вер­кбун­да» в Кёль­не (1914; оба не сохр.). В 1-ю ми­ро­вую вой­ну раз­ра­ба­ты­вал про­ек­ты бы­ст­ро­воз­во­ди­мых до­мов для Вост. Прус­сии (1914), кон­курс­ный про­ект «До­ма друж­бы» в Стам­бу­ле (1916), стро­ил жи­льё для во­ен. за­во­дов (Ка­то­ви­це, 1915–19). Иде­аль­ные про­ек­ты Т. в рус­ле экс­прес­сио­низ­ма «град­ской ве­нец» (центр. вы­сот­ное зда­ние го­ро­да «со­циа­лиз­ма ду­ши»; 1917), план пре­вра­ще­ния Альп в «эо­ло­вы ар­фы» де­зур­ба­низ­ма (1919) и др. ста­ли ос­но­вой для соз­да­ния объ­еди­не­ний «Но­ябрь­ская груп­па» (1918–1935) и «Стек­лян­ная цепь» (1919–20). В 1920–22 гл. ре­дак­тор ж. «Frühlicht». В 1921–24 стро­ит. со­вет­ник в Ма­где­бур­ге, где соз­дал ген­план и стро­ил жи­лые мас­си­вы, раз­ви­вая свои до­во­ен­ные ра­бо­ты там, пе­ре­офор­мил гор. центр («Пё­ст­рый Ма­где­бург», 1922, час­тич­но вос­соз­дан). В 1924–32 в Бер­ли­не воз­вёл до 12 тыс. проф­со­юз­ных квар­тир в строч­ной цвет­ной за­строй­ке сред­ней этаж­но­сти: «Шил­лер-парк» (1924–30), «Бриц» («Под­ко­ва», 1925–31), «Карл Ле­гин» (1928–30; все вклю­че­ны в спи­сок Все­мир­но­го на­сле­дия), «Он­кель Томс Хют­те» (1926) и др. В 1932–33 в Мо­ск­ве: про­ек­ты жи­лых мас­си­вов до 500 тыс. квар­тир, кон­курс­ный про­ект гос­ти­ни­цы «Мо­ск­ва». С 1933 в Япо­нии, где ис­сле­до­вал ме­ст­ное зод­че­ст­во, «от­крыл» для ар­хи­тек­ту­ро­ве­де­ния имп. вил­лу Ка­цу­ра в Кио­то и де­рев­ни Го­кая­ма и Си­ра­ка­ва-го; его вил­ла Хю­га в Ата­ми (1936) со­еди­ни­ла япон. тра­ди­ции и мо­дер­низм. С 1936 в Тур­ции, где по­стро­ил об­раз­цо­вые шко­лы (ин­тер­нат в Траб­зо­не; Ли­цей им. Ата­тюр­ка в Ан­ка­ре, оба 1937, и др.), кор­пу­са лин­гвис­тич. ф-та Ун-та Ан­ка­ры (1937) и жен­ско­го ин-та в Из­ми­ре (1938). По­след­няя ра­бо­та – ка­та­фалк М. К. Ата­тюр­ка (1938).

Ос­но­ва­тель Ра­бо­че-ху­дож. со­ве­та (1918–21), чл. Об-ва дру­зей но­вой Рос­сии (1923–33). Проф. Выс­ших тех­нич. учи­лищ в Бер­ли­не (1930–32) и Стам­бу­ле (1937–38; де­кан ар­хит. ф-та).