https://i.imgur.com/IIHphtdl.jpg
фото: reworldart.ru

ШЕМЯ́КИН Ми­ха­ил Ми­хай­ло­вич (р. 4.5.1943, Мо­ск­ва), рос. скульп­тор. Пред­ста­ви­тель ан­дер­гра­ун­да. Учил­ся в Ле­нин­гра­де в ху­дож. шко­ле при ИЖСА (1956–1961). В 1967 стал од­ним из ос­но­ва­те­лей ху­дож. груп­пы «Пе­тер­бург». В 1960-е гг. вме­сте с фи­ло­со­фом В. В. Ива­но­вым раз­ра­ба­ты­вал тео­рию «ме­та­фи­зи­че­ско­го син­те­тиз­ма», пред­по­ла­гав­ше­го соз­да­ние но­вой фор­мы ико­но­пи­си на ос­но­ве ре­лиг. иск-ва раз­ных стран и эпох, за­тем раз­вил прин­цип обоб­ще­ния ми­ро­во­го ху­дож. опы­та в про­ек­те «Во­об­ра­жае­мый му­зей М. Ше­мя­ки­на. Ан­то­ло­гия форм». В 1971 вы­слан из СССР, жил в Па­ри­же, в 1981 пе­ре­ехал в Нью-Йорк. С 2007 во Фран­ции. Ш. на­чи­нал своё твор­че­ст­во как жи­во­пи­сец и гра­фик [илл. к кн. «Ис­пан­ская клас­си­че­ская эпи­грам­ма» (М., 1970) и др.], в 1980-х гг. об­ра­тил­ся к скульп­ту­ре: «Пётр I» в С.-Пе­тер­бур­ге (1991), «Де­ти – жерт­вы по­ро­ков взрос­лых» в Мо­ск­ве (2001), па­мят­ник «Жерт­вам тер­ро­ра» во Вла­ди­кав­ка­зе (2010) и др. Так­же ра­бо­та­ет как сце­но­граф (опе­ра «Нос», сту­дия Ле­нингр. конс., 1967; ба­лет «Щел­кун­чик», Ма­ри­ин­ский те­атр, 2001, и др.). В про­из­ве­де­ни­ях Ш. за­мет­но влия­ние эс­те­ти­ки «Ми­ра ис­кус­ст­ва» и сюр­реа­лиз­ма, но в це­лом для не­го свой­ст­вен­но об­ра­ще­ние к разл. ху­дож. тра­ди­ци­ям и стрем­ле­ние к сме­ше­нию сти­лей; так­же ха­рак­тер­ной чер­той его творч. ма­не­ры яв­ля­ет­ся ис­поль­зо­ва­ние гро­те­ска. Гос. пр. РФ (1993).