БЕНУА́ Александр Николаевич [21.4(3.5).1870, С.-Петербург – 9.2.1960, Париж], рос. живописец, график, сценограф, историк иск-ва, худож. критик, режиссёр и музейный деятель. Внук А. К. Кавоса, сын Н. Л. Бенуа, брат Л. Н. Бенуа. Был вольнослушателем петерб. АХ (1887–1888), учился на юридич. ф-те С.-Петерб. ун-та (1890–94), одновременно изучал технику акварели у брата, Альберта Николаевича Б. (1852–1936). В сер. 1890-х гг. хранитель собрания рисунков кн. М. К. Тенишевой. Худож. предпочтения Б. сформировались под влиянием впечатлений от коллекций Эрмитажа и почти ежегодных (с нач. 1880-х гг.) поездок по Европе. Большое влияние на Б. оказали А. Бёклин, А. фон Менцель, мастера барбизонской школы и прерафаэлиты. В 1896–99 и 1905–07 работал во Франции (в т. ч. в Бретани). К нач. 20 в. стал одной из ключевых фигур худож. культуры Серебряного века в России: организатор рус. секции мюнхенского Сецессиона (1896), один из организаторов (1898) и идеолог худож. объединения «Мир искусства»; принимал активное участие в издании одноим. журнала, также ж. «Художественные сокровища России» (1901–03). Создал особую разновидность «ретроспективно-исторического» жанра, отразившую его увлечение «веком Людовика XIV», историей С.-Петербурга и ушедшей дворянской культурой 18 – 1-й трети 19 вв. (т. н. Версальская серия; «Парад при Павле I», гуашь, 1907, ГРМ, и др.). Мастерство рисунка Б. проявилось в журнальной и книжной графике (наиболее известны его иллюстрации к поэме «Медный всадник» А. С. Пушкина, изданы в 1923).
С 1900 и до конца жизни работал для рус. и европ. театра – вначале как художник Мариинского театра в С.-Петербурге («Гибель богов» Р. Вагнера, 1903; балет «Павильон Армиды» Н. Н. Черепнина, 1907, и др.). С 1908 ближайший сотрудник С. П. Дягилева, один из организаторов и ведущих декораторов Русских сезонов и Русского балета Дягилева (работал в содружестве с хореографом М. М. Фокиным). Многогранная творч. деятельность Б. во многом определила обновление театрального иск-ва в России нач. 20 в. Глубокое знание культуры и быта разл. эпох, тонкое чувство стиля и единства всех компонентов спектакля сочетались в лучших работах Б. с неизменной поэтичностью и «живописным» видением целого. Эти качества наиболее полно проявились в оформлении балета «Петрушка» И. Ф. Стравинского (1911; также соавтор либретто) с его ироничным переосмыслением быта николаевской эпохи, рус. фольклора и нар. лубка в эстетич. рамках рус. символистского театра. В 1912–15 заведовал худож. частью и был режиссёром МХТ («Маленькие трагедии» А. С. Пушкина, 1915); художник и режиссёр БДТ (1920–26; «Женитьба Фигаро» П. Бомарше, 1926, и др.).
В 1917 входил в Комиссию по делам искусств, сотрудничал в газ. «Новая жизнь». В 1918–26 зав. Картинной галереей Эрмитажа, чл. Комиссии по охране памятников иск-ва и старины. С 1926 жил и работал в Париже; оформлял также спектакли театров Милана, Лондона, Нью-Йорка и др. В станковых работах продолжал излюбленные темы (виды Парижа, Версаля, ностальгические композиции на темы истории С.-Петербурга).
Как худож. критик придерживался позиций «чистого иск-ва», выступал против эпигонского академизма, «направленства» позднего передвижничества, также и авангардизма. Энциклопедич. знание зап.-европ. и рус. культуры помогало ему в работе над трудами по истории иск-ва; в них Б. акцентировал «священную худож. культурную миссию» иск-ва в России. В 1988 в г. Петродворец (Петергоф) открыт Музей семьи Бенуа.