СЕ́РГИЙ РА́ДОНЕЖСКИЙ (в миру Варфоломей) (сер. 1310-х – нач. 1320-х гг., Ростовское кн-во – 25.9.1392, Троице-Сергиев мон.), основатель и первый игумен Троицкого мон. (см. Троице-Сергиева лавра), святой Рус. православной церкви. Родился в семье обедневших ростовских бояр Кирилла и Марии, переселившихся в Радонеж. С детства мечтал стать монахом. После смерти принявших монашество родителей в нач. 1340-х гг. со старшим братом Стефаном на холме Маковец поставил дерев. хижину и ц. Св. Троицы. Стефан, не выдержав тяжести жизни, покинул Маковец, а С. Р., приняв монашество, остался жить в глухом лесу. К нему стали приходить иноки, между 1353 и 1356 он стал игуменом возникшего монастыря. В кон. 1350-х гг. покровителем монастыря стал удельный кн. Владимир Андреевич Храбрый, владевший Радонежской землёй (1372–74).
В 1374 С. Р. по просьбе кн. Владимира посетил Серпухов и благословил основание Высоцкого мон., в том же году в Переяславле крестил сына вел. кн. Дмитрия Ивановича – Юрия. Вероятно, в 1376–77 (по др. данным, в 1354–55 или 1374) в Троицком мон. по грамоте патриарха Константинопольского Филофея и с согласия митрополита Киевского и всея Руси Алексия был введён общежительный устав. Часть монахов выразили недовольство новым уставом, поэтому С. Р. тайно ушёл и на р. Киржач основал обитель в честь Благовещения Богородицы, но вскоре уступил просьбам раскаявшейся братии и вернулся в Троицкий мон.
По благословению С. Р. его племянник Феодор основал Симонов монастырь, ученик Андроник стал игуменом Андроникова монастыря, мн. ученики возглавили др. обители, поэтому С. Р. часто именуется «игуменом земли Русской». Митр. Алексий предлагал ему возглавить Киевскую (Русскую) митрополию после смерти митрополита, но С. Р. отказался. Благословил кн. Дмитрия Ивановича и рус. войска на битву с ордынской армией Мамая на Куликовом поле в 1380 (по сообщениям летописей, он прислал благословенную грамоту, а согласно «Сказанию о Мамаевом побоище» – князья пришли к нему за благословением).
Был духовным отцом кн. Дмитрия Донского (крестил его сына, свидетельствовал при составлении завещания). В 1385, после московско-рязанской войны, по поручению вел. кн. Дмитрия Ивановича вёл мирные переговоры с вел. кн. рязанским Олегом Ивановичем. Как духовный отец С. Р. 20.5.1389 участвовал в погребении Дмитрия Ивановича в Архангельском соборе Москвы.
В последний год жизни С. Р. поставил игуменом Троицкого мон. Никона. В 1422 были обретены нетленные мощи С. Р. Канонизирован не позднее 1448. Мощи С. Р. находятся в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры (вскрыты в 1919, возвращены в лавру в 1946). В лавре хранится дерев. гроб С. Р. (в Успенском соборе), его личные риза, части облачения и сандалии, скарпель (рабочий инструмент) и келейные иконы свт. Николая Чудотворца и Богородицы. Первое Житие С. Р. в кон. 14 – 1-й четв. 15 вв. написал Епифаний Премудрый. В 1440-е гг. Пахомий Серб составил неск. редакций этого Жития, добавив описания посмертных чудес святого.
Дни памяти – 5(18) июля, 25 сент. (8 окт.).
Иконография
Наиболее раннее изображение С. Р. – на шитом надгробном покрове (1420-е гг., Сергиево-Посадский историко-художественный музей-заповедник), сохранившее, как принято считать, портретные черты святого. Образ С. Р. появился на иконах, вероятно, вскоре после его кончины, ещё до канонизации. Его изображают старцем с длинной округлой бородой, с непокрытой головой, в монашеском облачении с параманом. После канонизации был создан ряд житийных икон: с поясным изображением С. Р. в среднике для Троицкого собора Троице-Сергиева мон. (мастер круга Дионисия, ок. 1480 или 1492) и с ростовым – для Успенского собора Московского Кремля (кон. 15 – нач. 16 вв., худ. Дионисий, ГТГ; обе – с 19 клеймами Жития) и для Успенского собора Дмитрова (нач. 16 в., мастер круга Дионисия, Центр. музей др.-рус. культуры и иск-ва им. Андрея Рублёва, Москва). Житийные сцены на них соответствуют Житию в редакции Пахомия Серба. Первый пример житийного цикла С. Р. в монументальной живописи, с оригинальной иконографией, – росписи ц. Сергия Радонежского на Архиепископском дворе в Новгороде (не позднее 1463).
В иконописи 16 в. сохранялась схема с 19 клеймами (икона иконописца Евстафия Головкина, находившаяся на гробе С. Р., 1591). В кон. 16 в. создан уникальный по полноте состава цикл житийных иллюстраций – 652 миниатюры рукописи Лицевого жития С. Р. (РНБ). Во 2-й пол. 17 в. появились иконы с большим количеством клейм, основанные на Житии С. Р. в редакции Симона Азарьина и включающие эпизоды осады Троице-Сергиева мон. поляками в 1608–09 (икона кон. 17 в. с 30 клеймами Жития, Центр. музей др.-рус. культуры и иск-ва им. Андрея Рублёва, Москва). Широкое распространение получили небольшие иконы с ростовым или поясным изображением С. Р., которые изначально писали в Троицком мон. Некоторые эпизоды Жития стали основой для самостоят. вариантов: напр., образ «Явление Богородицы с двумя апостолами Сергию Радонежскому» находился на гробе С. Р. ещё в 1446. В дальнейшем этот сюжет, получивший обиходное назв. «Сергиево видение», многократно повторялся монастырскими художниками в иконах и литографиях. Не ранее 1521 возник иконографич. тип «Господь Вседержитель, с припадающими Сергием Радонежским и Варлаамом Хутынским», который иллюстрирует видение слепой старицы Вознесенского мон. в Московском Кремле при нашествии крымского хана Мухаммед-Гирея I. Фреска с таким изображением (кон. 17 – 1-я пол. 18 вв.) находится над воротами Спасской башни Московского Кремля.
В рус. иск-ве 19 – нач. 20 вв. образ С. Р. привлекал внимание таких художников, как А. Д. Кившенко, М. В. Нестеров, Н. К. Рерих. Горельеф А. В. Логановского «Преподобный Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского перед Куликовской битвой» (1847–49) украшал первоначальное здание храма Христа Спасителя в Москве (ныне – в некрополе Донского мон., Москва). Рельефное изображение С. Р. имеется также на памятнике Тысячелетию России в Вел. Новгороде (1862, скульпторы М. О. Микешин, И. Н. Шредер). Во многих городах РФ установлены памятники святому по случаю празднования его 700-летия.