https://i.imgur.com/PcMGm0Xl.jpg
фото: culture.ru

СЕ́РГИЙ РА́ДОНЕЖСКИЙ (в ми­ру Вар­фо­ло­мей) (сер. 1310-х – нач. 1320-х гг., Рос­тов­ское кн-во – 25.9.1392, Трои­це-Сер­ги­ев мон.), ос­но­ва­тель и пер­вый игу­мен Тро­иц­ко­го мон. (см. Трои­це-Сер­гие­ва лав­ра), свя­той Рус. пра­во­слав­ной церк­ви. Ро­дил­ся в се­мье обед­нев­ших рос­тов­ских бо­яр Ки­рил­ла и Ма­рии, пе­ре­се­лив­ших­ся в Ра­до­неж. С дет­ст­ва меч­тал стать мо­на­хом. По­сле смер­ти при­няв­ших мо­на­ше­ст­во ро­ди­те­лей в нач. 1340-х гг. со стар­шим бра­том Сте­фа­ном на хол­ме Ма­ко­вец по­ста­вил де­рев. хи­жи­ну и ц. Св. Трои­цы. Сте­фан, не вы­дер­жав тя­же­сти жиз­ни, покинул Ма­ко­вец, а С. Р., при­няв мо­на­ше­ст­во, ос­тал­ся жить в глу­хом ле­су. К не­му ста­ли при­хо­дить ино­ки, ме­ж­ду 1353 и 1356 он стал игу­ме­ном воз­ник­ше­го мо­на­сты­ря. В кон. 1350-х гг. по­кро­ви­те­лем мо­на­сты­ря стал удель­ный кн. Вла­ди­мир Ан­д­рее­вич Храб­рый, вла­дев­ший Ра­до­неж­ской зем­лёй (1372–74).

В 1374 С. Р. по прось­бе кн. Вла­ди­мира по­се­тил Сер­пу­хов и бла­го­сло­вил ос­но­ва­ние Вы­соц­ко­го мон., в том же го­ду в Пе­ре­яс­лав­ле кре­стил сы­на вел. кн. Дмит­рия Ива­но­ви­ча – Юрия. Ве­ро­ят­но, в 1376–77 (по др. дан­ным, в 1354–55 или 1374) в Тро­иц­ком мон. по гра­мо­те пат­ри­ар­ха Кон­стан­ти­но­поль­ско­го Фи­ло­фея и с со­гла­сия ми­тро­по­ли­та Ки­ев­ско­го и всея Ру­си Алек­сия был вве­дён об­ще­жи­тель­ный ус­тав. Часть мо­на­хов вы­ра­зи­ли не­до­воль­ст­во но­вым ус­та­вом, по­это­му С. Р. тай­но ушёл и на р. Кир­жач ос­но­вал оби­тель в честь Бла­го­ве­ще­ния Бо­го­ро­ди­цы, но вско­ре ус­ту­пил прось­бам рас­ка­яв­шей­ся бра­тии и вер­нул­ся в Тро­иц­кий мон.

По бла­го­сло­ве­нию С. Р. его пле­мян­ник Фео­дор ос­но­вал Си­мо­нов мо­на­стырь, уче­ник Ан­д­ро­ник стал игу­ме­ном Ан­д­ро­ни­ко­ва мо­на­сты­ря, мн. уче­ни­ки воз­гла­ви­ли др. оби­те­ли, по­это­му С. Р. час­то име­ну­ет­ся «игу­ме­ном зем­ли Рус­ской». Митр. Алек­сий пред­ла­гал ему воз­гла­вить Ки­ев­скую (Рус­скую) ми­тро­по­лию по­сле смер­ти митрополита, но С. Р. от­ка­зал­ся. Бла­го­сло­вил кн. Дмит­рия Ива­но­ви­ча и рус. вой­ска на бит­ву с ор­дын­ской ар­ми­ей Ма­мая на Ку­ли­ко­вом по­ле в 1380 (по со­об­ще­ни­ям ле­то­пи­сей, он при­слал бла­го­сло­вен­ную гра­мо­ту, а со­глас­но «Ска­за­нию о Ма­мае­вом по­бои­ще» – кня­зья при­шли к не­му за бла­го­сло­ве­ни­ем).

Был духовным отцом кн. Дмитрия Донского (крестил его сына, свидетельствовал при составлении завещания). В 1385, по­сле мо­с­ков­ско-ря­зан­ской вой­ны, по по­ру­че­нию вел. кн. Дмит­рия Ива­но­ви­ча вёл мир­ные пе­ре­го­во­ры с вел. кн. ря­зан­ским Оле­гом Ива­но­ви­чем. Как ду­хов­ный отец С. Р. 20.5.1389 уча­ст­во­вал в по­гре­бе­нии Дмит­рия Ива­но­ви­ча в Ар­хан­гель­ском со­бо­ре Мо­ск­вы.

В по­след­ний год жиз­ни С. Р. по­ста­вил игу­ме­ном Тро­иц­ко­го мон. Ни­ко­на. В 1422 бы­ли об­ре­те­ны не­тлен­ные мо­щи С. Р. Ка­но­ни­зи­ро­ван не позд­нее 1448. Мо­щи С. Р. на­хо­дят­ся в Тро­иц­ком со­боре Трои­це-Сер­гие­вой лав­ры (вскрыты в 1919, возвращены в лавру в 1946). В лав­ре хра­нит­ся де­рев. гроб С. Р. (в Ус­пен­ском со­бо­ре), его лич­ные ри­за, час­ти об­ла­че­ния и сан­да­лии, скар­пель (ра­бо­чий ин­ст­ру­мент) и ке­лей­ные ико­ны свт. Ни­ко­лая Чу­до­твор­ца и Бо­го­ро­ди­цы. Пер­вое Жи­тие С. Р. в кон. 14 – 1-й четв. 15 вв. на­пи­сал Епи­фа­ний Пре­муд­рый. В 1440-е гг. Па­хо­мий Серб со­ста­вил неск. ре­дак­ций это­го Жи­тия, до­ба­вив опи­са­ния по­смерт­ных чу­дес свя­то­го.

Дни па­мя­ти – 5(18) ию­ля, 25 сент. (8 окт.).

Иконография

Наи­бо­лее ран­нее изо­бра­же­ние С. Р. – на ши­том над­гроб­ном по­кро­ве (1420-е гг., Сер­гие­во-По­сад­ский ис­то­ри­ко-ху­дожественный му­зей-за­по­вед­ник), со­хра­нив­шее, как при­ня­то счи­тать, порт­рет­ные чер­ты свя­то­го. Об­раз С. Р. поя­вил­ся на ико­нах, ве­ро­ят­но, вско­ре по­сле его кон­чи­ны, ещё до ка­но­ни­за­ции. Его изо­бра­жа­ют стар­цем с длин­ной ок­руг­лой бо­ро­дой, с не­по­кры­той го­ло­вой, в мо­на­ше­ском об­ла­че­нии с па­ра­ма­ном. По­сле ка­но­ни­за­ции был соз­дан ряд жи­тий­ных икон: с по­яс­ным изо­бра­же­ни­ем С. Р. в сред­ни­ке для Тро­иц­ко­го со­бо­ра Трои­це-Сер­гие­ва мон. (мас­тер кру­га Дио­ни­сия, ок. 1480 или 1492) и с рос­то­вым – для Ус­пен­ско­го со­бо­ра Мо­с­ков­ско­го Крем­ля (кон. 15 – нач. 16 вв., худ. Дио­ни­сий, ГТГ; обе – с 19 клей­ма­ми Жи­тия) и для Успенского собора Дмитрова (нач. 16 в., мастер круга Дионисия, Центр. музей др.-рус. культуры и иск-ва им. Андрея Рублёва, Москва). Жи­тий­ные сце­ны на них со­от­вет­ст­ву­ют Жи­тию в ре­дак­ции Па­хо­мия Сер­ба. Пер­вый при­мер жи­тий­но­го цик­ла С. Р. в мо­ну­мен­таль­ной жи­во­пи­си, с ори­ги­наль­ной ико­но­гра­фи­ей, – рос­пи­си ц. Сер­гия Ра­до­неж­ско­го на Ар­хи­епи­скоп­ском дво­ре в Нов­го­ро­де (не позд­нее 1463).

В ико­но­пи­си 16 в. со­хра­ня­лась схе­ма с 19 клей­ма­ми (ико­на ико­но­пис­ца Ев­ста­фия Го­лов­ки­на, на­хо­див­шая­ся на гро­бе С. Р., 1591). В кон. 16 в. соз­дан уни­каль­ный по пол­но­те со­ста­ва цикл жи­тий­ных ил­лю­ст­ра­ций – 652 ми­ниа­тю­ры ру­ко­пи­си Ли­це­во­го жи­тия С. Р. (РНБ). Во 2-й пол. 17 в. поя­ви­лись ико­ны с боль­шим ко­ли­че­ст­вом клейм, ос­но­ван­ные на Жи­тии С. Р. в ре­дак­ции Си­мо­на Азарь­и­на и вклю­чаю­щие эпи­зо­ды оса­ды Трои­це-Сер­гие­ва мон. по­ля­ка­ми в 1608–09 (ико­на кон. 17 в. с 30 клей­ма­ми Жи­тия, Центр. му­зей др.-рус. куль­ту­ры и иск-ва им. Ан­д­рея Руб­лё­ва, Мо­ск­ва). Ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние по­лу­чи­ли не­боль­шие ико­ны с рос­то­вым или по­ясным изо­бра­же­ни­ем С. Р., ко­то­рые из­на­чаль­но пи­са­ли в Тро­иц­ком мон. Не­ко­то­рые эпи­зо­ды Жи­тия ста­ли ос­но­вой для са­мо­сто­ят. ва­ри­ан­тов: напр., об­раз «Яв­ле­ние Бо­го­ро­ди­цы с дву­мя апо­сто­ла­ми Сер­гию Ра­до­неж­ско­му» на­хо­дил­ся на гро­бе С. Р. ещё в 1446. В даль­ней­шем этот сю­жет, по­лу­чив­ший оби­ход­ное назв. «Сер­гие­во ви­де­ние», мно­го­крат­но по­вто­рял­ся мо­на­стыр­ски­ми ху­дож­ни­ка­ми в ико­нах и ли­то­гра­фи­ях. Не ра­нее 1521 воз­ник ико­но­гра­фич. тип «Гос­подь Все­дер­жи­тель, с при­па­даю­щи­ми Сер­ги­ем Ра­до­неж­ским и Вар­лаа­мом Ху­тын­ским», ко­то­рый ил­лю­ст­ри­ру­ет ви­де­ние сле­пой ста­ри­цы Воз­не­сен­ско­го мон. в Московском Крем­ле при на­ше­ст­вии крым­ско­го ха­на Му­хам­мед-Ги­рея I. Фре­ска с та­ким изо­бра­же­ни­ем (кон. 17 – 1-я пол. 18 вв.) на­хо­дит­ся над во­ро­та­ми Спас­ской баш­ни Мо­с­ков­ско­го Крем­ля.

В рус. иск-ве 19 – нач. 20 вв. об­раз С. Р. при­вле­кал вни­ма­ние та­ких ху­дож­ни­ков, как А. Д. Кив­шен­ко, М. В. Не­сте­ров, Н. К. Ре­рих. Го­рель­еф А. В. Ло­га­нов­ско­го «Пре­по­доб­ный Сер­гий Ра­до­неж­ский бла­го­слов­ля­ет Дмит­рия Дон­ско­го пе­ред Ку­ли­ков­ской бит­вой» (1847–49) ук­ра­шал пер­во­на­чаль­ное зда­ние хра­ма Хри­ста Спа­си­те­ля в Мо­ск­ве (ны­не – в нек­ро­по­ле Дон­ско­го мон., Мо­ск­ва). Рель­еф­ное изо­бра­же­ние С. Р. име­ет­ся так­же на па­мят­ни­ке Ты­ся­че­ле­тию Рос­сии в Вел. Нов­го­ро­де (1862, скульп­то­ры М. О. Ми­ке­шин, И. Н. Шре­дер). Во мно­гих го­ро­дах РФ ус­та­нов­ле­ны па­мят­ни­ки свя­то­му по слу­чаю празд­но­ва­ния его 700-ле­тия.