https://i.imgur.com/DdBVF1Hl.jpg
фото: rock-cafe.info

МАКИАВЕ́ЛЛИ (Machiavelli) Ник­ко­ло (3.5.1469, Фло­рен­ция – 22.6.1527, там же), итал. по­ли­тич. дея­тель, мыс­ли­тель, ис­то­рик, пи­са­тель эпо­хи Воз­ро­ж­де­ния. Из ста­рин­ной дво­рян­ской се­мьи. В юно­сти ос­во­ил лат. яз., сво­бод­но чи­тал древ­них ав­то­ров в ори­ги­на­ле. Вы­со­ко це­нил твор­че­ст­во Дан­те, Ф. Пет­рар­ки и Дж. Бок­кач­чо. С 1494 на гос. служ­бе во Фло­рен­тий­ской рес­пуб­ли­ке. По­сле каз­ни Дж. Са­во­на­ро­лы в 1498 из­бран сек­ре­та­рём Вто­рой кан­це­ля­рии фло­рен­тий­ско­го пра­ви­тель­ст­ва, позд­нее – Со­ве­та де­ся­ти, ве­дав­ше­го ди­пло­ма­тич. и во­ен. де­ла­ми. В те­че­ние 14 лет вы­пол­нял по­ру­че­ния пра­ви­тель­ст­ва, на­прав­лял­ся с по­соль­ст­ва­ми в разл. итал. гос-ва, Фран­цию, ко дво­ру имп. Свя­щен­ной Рим. им­пе­рии, вёл гос. пе­ре­пис­ку. В 1512 по­сле рес­тав­ра­ции во Фло­рен­ции вла­сти Ме­ди­чи от­стра­нён от дел и при­го­во­рён к го­дич­ной вы­сыл­ке из го­ро­да. В нач. 1513 по по­доз­ре­нию в за­го­во­ре аре­сто­ван и под­верг­нут пыт­ке. Вско­ре по слу­чаю всту­п­ле­ния кар­ди­на­ла Джо­ван­ни де Ме­ди­чи на пап­ский пре­стол под име­нем Льва X ам­ни­сти­ро­ван и от­прав­лен в своё име­ние близ го­род­ка Сан-Ка­ша­но (в ок­ре­ст­но­стях Фло­рен­ции).

В 1513 по прось­бе дру­зей из круж­ка «Са­ды Ру­чел­лаи» М. на­чал ра­бо­ту над «Рас­су­ж­де­ния­ми о пер­вой де­ка­де Ти­та Ли­вия» («Discorsi sopra la prima deca di Tito Livio», 1531; рус. пер. 1869), в кон­це то­го же го­да, рас­счи­ты­вая вер­нуть­ся на гос. служ­бу, при­сту­пил к трак­та­ту «Го­су­дарь» («Il principe», 1532; рус. пер. под назв. «Мо­нарх», 1869). Эти про­из­ве­де­ния, в ко­то­рых М. из­ла­гал свои взгля­ды на по­ли­тич. тео­рию и прак­ти­ку, соз­да­ва­лись па­рал­лель­но («Рас­су­ж­де­ния…» за­вер­ше­ны в 1517, «Го­су­дарь» – в 1514 или 1515) и до­пол­ня­ли друг дру­га. М. счи­тал, что раз­ви­тие ис­то­рии про­ис­хо­дит цик­ли­че­ски; сме­на форм прав­ле­ния (де­мо­кра­тии, ари­сто­кра­тии, мо­нар­хии и со­от­вет­ст­вен­но про­ти­во­стоя­щих им анар­хии, оли­гар­хии, ти­ра­нии) обу­слов­ле­на нравств. со­стоя­ни­ем на­ро­да – сво­его ро­да «ма­те­рии» го­су­дар­ст­ва. Наи­бо­лее пред­поч­ти­тель­ным М. счи­тал т. н. сме­шан­ное го­су­дар­ст­во, со­че­таю­щее эле­мен­ты трёх «пра­виль­ных» ти­пов вла­сти – прав­ле­ния од­но­го (мо­нар­хии), луч­ших (ари­сто­кра­тии), на­ро­да (де­мо­кра­тии). Хо­тя в «Рас­су­ж­де­ни­ях…» М. от­да­вал пред­поч­те­ние рес­пуб­ли­ке, тем не ме­нее в «Го­су­да­ре» вы­сту­пал за еди­но­лич­ную власть, «но­во­го го­су­да­ря», на­де­лён­но­го доб­ле­стью и ве­ли­чи­ем ду­ши. Имен­но та­кой го­су­дарь, по мне­нию М., смо­жет вос­ста­но­вить ра­зо­рён­ную внутр. усо­би­ца­ми и внеш­ни­ми втор­же­ния­ми стра­ну (Ита­лию), про­яв­ляя при этом уни­вер­саль­ные ка­че­ст­ва ре­нес­санс­но­го ге­роя и ис­поль­зуя все воз­мож­ные сред­ст­ва, да­же пре­до­су­ди­тель­ные с точ­ки зре­ния об­ществ. и цер­ков­ной мо­ра­ли. Бу­ду­чи од­ним из пер­вых сто­рон­ни­ков един­ст­ва Ита­лии, М. воз­ла­гал ви­ну за по­ли­тич. раз­дроб­лен­ность стра­ны на ка­то­лич. цер­ковь и пап­ст­во.

В 1515–20 М. соз­дал ряд про­из­ве­де­ний разл. жан­ра: по­эму «Зо­ло­той осёл» («L’asino d’oro»; 1517, изд. в 1549), ко­ме­дию «Ман­д­ра­го­ра» («Mandragola», 1518; рус. пер. 1924), «Сказ­ку об ар­хи­дья­во­ле Бель­фа­го­ре» («Novella di Belfagor arcidiavolo», ок. 1520, изд. в 1549), диа­ло­ги «О во­ен­ном ис­кус­ст­ве» («Arte del­la Guerra», 1519–20, изд. в 1521; наи­бо­лее зна­чит. со­чи­не­ние эпо­хи Воз­ро­ж­де­ния по этой про­бле­ма­ти­ке), «Жизнь Ка­ст­руч­чо Ка­ст­ра­ка­ни из Лу­ки» («La vita di Ca­struccio Castracani da Lucca», 1520, изд. в 1532). В 1520 М. по за­ка­зу Фло­рен­тий­ско­го ун-та и кар­ди­на­ла Джу­лио де Ме­ди­чи (бу­ду­щий па­па Кли­мент VII) на­чал ра­бо­ту над «Ис­то­ри­ей Фло­рен­ции» («Istorie fiorentine», 1532; рус. пер. 1973), ох­ва­ты­вав­шей пе­ри­од с древ­ней­ших вре­мён до 1492. По сво­ей про­бле­ма­ти­ке «Ис­то­рия Фло­рен­ции» и диа­ло­ги «О во­ен­ном ис­кус­ст­ве» при­мы­ка­ли к гл. про­из­ве­де­ни­ям М. – «Го­су­дарь» и «Рас­су­ж­де­ния…». В «Ис­то­рии Фло­рен­ции» М. впер­вые ак­цен­ти­ро­вал вни­ма­ние на внутр. (со­ци­аль­ной, клас­со­вой) борь­бе «спер­ва сре­ди но­би­лей, за­тем ме­ж­ду но­би­ля­ми и по­по­ла­на­ми и, на­ко­нец, ме­ж­ду по­по­ла­на­ми и плеб­сом», в ко­то­рой он ус­мат­ри­вал дви­га­тель ис­то­рич. раз­ви­тия об­ще­ст­ва. Ок. 1524 М. соз­дал «Речь, или Диа­лог о на­шем язы­ке» («Discorso o Dialogo intorno alla nostra lingua», изд. 1730), на стра­ни­цах ко­то­ро­го от­стаи­вал цен­ность не­ли­те­ра­тур­но­го, нар. язы­ка фло­рен­тий­цев, по­ла­гая, что фло­рен­тий­ский диа­лект дол­жен стать ос­но­вой для фор­ми­ро­ва­ния об­ще­италь­ян­ско­го нац. язы­ка.

В 1520–27 по по­ру­че­нию Ме­ди­чи и др. со­гра­ж­дан со­вер­шил неск. по­ез­док по Ита­лии. В 1526 при­вле­чён Ф. Гвич­чар­ди­ни к ор­га­ни­за­ции обо­ро­ны Фло­рен­ции, ко­то­рой уг­ро­жа­ли вой­ска имп. Кар­ла V. Вес­ной 1527 Боль­шой со­вет от­кло­нил кан­ди­да­ту­ру М. на пост канц­ле­ра в вос­ста­нов­лен­ной по­сле из­гна­ния Ме­ди­чи Фло­рен­тий­ской рес­пуб­ли­ке. Вско­ре по­сле это­го М. скон­чал­ся (по­хо­ро­нен в ц. Сан­та-Кро­че). В 1559 тру­ды М. бы­ли осуж­де­ны па­пой Пав­лом IV и за­не­се­ны в «Ин­декс за­пре­щён­ных книг».