МАКИАВЕ́ЛЛИ (Machiavelli) Никколо (3.5.1469, Флоренция – 22.6.1527, там же), итал. политич. деятель, мыслитель, историк, писатель эпохи Возрождения. Из старинной дворянской семьи. В юности освоил лат. яз., свободно читал древних авторов в оригинале. Высоко ценил творчество Данте, Ф. Петрарки и Дж. Боккаччо. С 1494 на гос. службе во Флорентийской республике. После казни Дж. Савонаролы в 1498 избран секретарём Второй канцелярии флорентийского правительства, позднее – Совета десяти, ведавшего дипломатич. и воен. делами. В течение 14 лет выполнял поручения правительства, направлялся с посольствами в разл. итал. гос-ва, Францию, ко двору имп. Священной Рим. империи, вёл гос. переписку. В 1512 после реставрации во Флоренции власти Медичи отстранён от дел и приговорён к годичной высылке из города. В нач. 1513 по подозрению в заговоре арестован и подвергнут пытке. Вскоре по случаю вступления кардинала Джованни де Медичи на папский престол под именем Льва X амнистирован и отправлен в своё имение близ городка Сан-Кашано (в окрестностях Флоренции).
В 1513 по просьбе друзей из кружка «Сады Ручеллаи» М. начал работу над «Рассуждениями о первой декаде Тита Ливия» («Discorsi sopra la prima deca di Tito Livio», 1531; рус. пер. 1869), в конце того же года, рассчитывая вернуться на гос. службу, приступил к трактату «Государь» («Il principe», 1532; рус. пер. под назв. «Монарх», 1869). Эти произведения, в которых М. излагал свои взгляды на политич. теорию и практику, создавались параллельно («Рассуждения…» завершены в 1517, «Государь» – в 1514 или 1515) и дополняли друг друга. М. считал, что развитие истории происходит циклически; смена форм правления (демократии, аристократии, монархии и соответственно противостоящих им анархии, олигархии, тирании) обусловлена нравств. состоянием народа – своего рода «материи» государства. Наиболее предпочтительным М. считал т. н. смешанное государство, сочетающее элементы трёх «правильных» типов власти – правления одного (монархии), лучших (аристократии), народа (демократии). Хотя в «Рассуждениях…» М. отдавал предпочтение республике, тем не менее в «Государе» выступал за единоличную власть, «нового государя», наделённого доблестью и величием души. Именно такой государь, по мнению М., сможет восстановить разорённую внутр. усобицами и внешними вторжениями страну (Италию), проявляя при этом универсальные качества ренессансного героя и используя все возможные средства, даже предосудительные с точки зрения обществ. и церковной морали. Будучи одним из первых сторонников единства Италии, М. возлагал вину за политич. раздробленность страны на католич. церковь и папство.
В 1515–20 М. создал ряд произведений разл. жанра: поэму «Золотой осёл» («L’asino d’oro»; 1517, изд. в 1549), комедию «Мандрагора» («Mandragola», 1518; рус. пер. 1924), «Сказку об архидьяволе Бельфагоре» («Novella di Belfagor arcidiavolo», ок. 1520, изд. в 1549), диалоги «О военном искусстве» («Arte della Guerra», 1519–20, изд. в 1521; наиболее значит. сочинение эпохи Возрождения по этой проблематике), «Жизнь Каструччо Кастракани из Луки» («La vita di Castruccio Castracani da Lucca», 1520, изд. в 1532). В 1520 М. по заказу Флорентийского ун-та и кардинала Джулио де Медичи (будущий папа Климент VII) начал работу над «Историей Флоренции» («Istorie fiorentine», 1532; рус. пер. 1973), охватывавшей период с древнейших времён до 1492. По своей проблематике «История Флоренции» и диалоги «О военном искусстве» примыкали к гл. произведениям М. – «Государь» и «Рассуждения…». В «Истории Флоренции» М. впервые акцентировал внимание на внутр. (социальной, классовой) борьбе «сперва среди нобилей, затем между нобилями и пополанами и, наконец, между пополанами и плебсом», в которой он усматривал двигатель историч. развития общества. Ок. 1524 М. создал «Речь, или Диалог о нашем языке» («Discorso o Dialogo intorno alla nostra lingua», изд. 1730), на страницах которого отстаивал ценность нелитературного, нар. языка флорентийцев, полагая, что флорентийский диалект должен стать основой для формирования общеитальянского нац. языка.
В 1520–27 по поручению Медичи и др. сограждан совершил неск. поездок по Италии. В 1526 привлечён Ф. Гвиччардини к организации обороны Флоренции, которой угрожали войска имп. Карла V. Весной 1527 Большой совет отклонил кандидатуру М. на пост канцлера в восстановленной после изгнания Медичи Флорентийской республике. Вскоре после этого М. скончался (похоронен в ц. Санта-Кроче). В 1559 труды М. были осуждены папой Павлом IV и занесены в «Индекс запрещённых книг».