https://i.imgur.com/wpAz2mpl.jpg
фото: liveinternet.ru

РО́ЗАНОВ Ва­си­лий Ва­силь­е­вич [20.4(2.5). 1856, Вет­лу­га, Ко­ст­ром­ской губ. – 5.2.1919, Сер­ги­ев По­сад], рус. мыс­ли­тель, пи­са­тель, пуб­ли­цист. Отец – кол­леж. ас., из свя­щен­нич. ро­да. В 1878 Р. по­сту­пил на ис­то­ри­ко-фи­ло­ло­гич. ф-т Моск. ун-та, где слу­шал лек­ции Ф. И. Бус­лае­ва, Н. С. Ти­хо­нра­во­ва, В. О. Клю­чев­ско­го, В. И. Ге­рье и др. По оконча­нии ун-та (1882) ра­бо­тал учи­те­лем ис­то­рии и гео­гра­фии в про­вин­ции (сре­ди уче­ни­ков – М. М. При­швин, С. Н. Бул­га­ков). В 1893 пе­ре­ехал в С.-Пе­тер­бург; слу­жил в ак­циз­ном ве­дом­ст­ве, в 1899 ос­та­вил служ­бу. Был по­сто­ян­ным со­труд­ни­ком газ. «Но­вое вре­мя»; пе­ча­тал­ся так­же в др. га­зе­тах и жур­на­лах. Один из уч­ре­ди­те­лей Ре­ли­ги­оз­но-фи­ло­соф­ских со­б­ра­ний (1901–03), пре­об­ра­зо­ван­ных в 1907 в С.-Пе­терб. ре­лиг.-фи­лос. об­ще­ст­во.

Пер­вая пуб­ли­ка­ция – ст. «Цель че­ло­ве­че­ской жиз­ни» (1882), в ко­то­рой за­тра­ги­ва­лась те­ма сча­стья и внутр. при­ро­ды че­ло­ве­ка. В боль­шом фи­лос. тру­де «О по­ни­ма­нии» (1886), на­прав­лен­ном про­тив по­зи­ти­виз­ма, Р., пред­при­няв по­пыт­ку ис­сле­до­вать нау­ку как цель­ное зна­ние, ус­та­но­вить её гра­ни­цы, строе­ние, от­но­ше­ние к при­ро­де че­ло­ве­ка и его жиз­ни, при­шёл к вы­во­ду о том, что по­ни­ма­ние как та­ко­вое ле­жит глуб­же и (час­то) вне нау­ки. Те­ма «по­ни­ма­ния», уже в рам­ках той или иной про­бле­ма­ти­ки (во­про­сы ре­ли­гии, по­ла, се­мьи, пе­да­го­ги­ки, че­ло­ве­че­ской жиз­ни), бу­дет ле­жать в ос­но­ва­нии боль­шин­ст­ва его со­чи­не­ний. Кни­га про­шла поч­ти не за­ме­чен­ной, что оп­ре­де­ли­ло пе­ре­ход Р. от уз­ко­фи­ло­соф­ской про­бле­ма­ти­ки к со­чи­не­ни­ям фи­ло­соф­ско-пуб­ли­ци­стич. ха­рак­те­ра.

Из­вест­ность Р. при­нес­ла боль­шая ра­бо­та «"Ле­ген­да о Ве­ли­ком ин­кви­зи­то­ре" Дос­то­ев­ско­го» (1891), где встав­ная но­вел­ла из ро­ма­на «Бра­тья Ка­ра­ма­зо­вы» рас­смат­ри­ва­ет­ся как сжа­тое до пре­дель­ной плот­но­сти раз­мыш­ле­ние о всей ис­то­рии че­ло­ве­че­ст­ва. Мн. идеи из этой ра­бо­ты за­мет­но по­влия­ли на даль­ней­шие тол­ко­ва­ния твор­че­ст­ва Ф. М. Дос­то­ев­ско­го (у Д. С. Ме­реж­ков­ско­го, Г. А. Мей­е­ра и др.). Из ра­нее на­пи­сан­ных ста­тей сло­жи­лись кни­ги: «Су­мер­ки про­све­ще­ния» (1899), «Ре­ли­гия и куль­ту­ра» (1899), «Ли­те­ра­тур­ные очер­ки» (1899), «При­ро­да и ис­то­рия» (1900), «Се­мей­ный во­прос в Рос­сии» (1903). Осо­бое ме­сто за­ни­ма­ет кн. «В ми­ре не­яс­но­го и не­ре­шён­но­го» (1901, 2-е изд. 1904), в ко­то­рой не толь­ко оп­ре­де­ли­лась цен­траль­ная те­ма Р., но и от­чёт­ли­во про­явил­ся его под­ход к «чу­жо­му сло­ву» и собств. язы­ку: с это­го вре­ме­ни Р., ста­ра­ясь вне­сти в свои кни­ги диа­ло­гич. на­ча­ло, час­то пуб­ли­ку­ет в них пись­ма и ста­тьи, на­пи­сан­ные его про­тив­ни­ка­ми или его сто­рон­ни­ка­ми, ок­ру­жая их свои­ми ком­мен­та­рия­ми. При этом стиль са­мо­го Р. об­на­ру­жи­ва­ет всё боль­шую сво­бо­ду, сбли­жа­ясь то с язы­ком пам­фле­та, то с язы­ком ху­дож. про­зы.

В цен­тре раз­мыш­ле­ний Р. – мис­ти­ка по­ла: пол как не­кая кос­мич. ве­ли­чи­на, оп­ре­де­ляю­щая со­бой раз­ви­тие че­ло­ве­че­ской ис­то­рии, со­стоя­ние се­мьи и об­ще­ст­ва, раз­но­об­ра­зие ре­ли­гий. Осо­бое вни­ма­ние Р. уде­лял по­сти­же­нию «тайн» иу­да­из­ма [кн. «Обо­ня­тель­ное и ося­за­тель­ное от­но­ше­ние ев­ре­ев к кро­ви» (1914), вы­звав­шая на­пад­ки ли­бе­раль­ной кри­ти­ки], а так­же кри­ти­ке хри­сти­ан­ст­ва как ре­ли­гии стра­да­ния, пе­ча­ли и смер­ти (кни­ги «Лю­ди лун­но­го све­та», «Тём­ный Лик», обе 1911). Гл. со­чи­не­ния Р. – пред­вос­хи­тив­шие опыт эк­зи­стен­циа­ли­стов и на­пи­сан­ные в фор­ме от­рыв­ков и афо­риз­мов кни­ги: «Уе­ди­нён­ное» (1912), «Опав­шие ли­стья» (<ко­роб 1> – 1913, «ко­роб вто­рой и по­след­ний» – 1915), «Са­хар­на» (опубл. в 1998), «Ми­мо­лёт­ное» (за­пи­си 1914 – опубл. в 1997; за­пи­си 1915 – опубл. в 1994), «По­след­ние ли­стья» (опубл. в 2000), ко­то­рые ста­ли от­кры­ти­ем но­во­го лит. жан­ра и но­во­го ме­то­да фи­ло­соф­ст­во­ва­ния. Что­бы из­бе­жать ис­ка­же­ния сво­ей мыс­ли (по­сколь­ку сло­вес­но сфор­му­ли­ро­ван­ная и тем бо­лее опуб­ли­ко­ван­ная мысль, как он счи­тал, «обез­ду­ши­ва­ет­ся в пе­ча­ти»), Р. стре­мил­ся за­пе­чат­леть её в са­мый мо­мент ро­ж­де­ния как «по­лу­мысль-по­лу­чув­ст­во». С точ­ки зре­ния фор­мы эти кни­ги час­то на­по­ми­на­ют чер­но­вые на­бро­ски, на­пи­сан­ные толь­ко для се­бя (под­за­го­ло­вок «Уе­ди­нён­но­го» – «поч­ти на пра­ве ру­ко­пи­си»), что на­шло своё вы­ра­же­ние и в язы­ке (по­сто­ян­ные со­кра­ще­ния, эл­лип­си­сы, умол­ча­ния). Не­до­молв­ки Р. и да­же сам спо­соб за­пи­си слов (скоб­ки, ка­выч­ки, кур­сив) при­зва­ны по­ка­зать не­воз­мож­ность сис­те­ма­тич. мыш­ле­ния, его лож­ность: мысль ро­ж­да­ет­ся из бы­то­вых ме­ло­чей в не­ле­по­стях обы­ден­ной жиз­ни (что по­ка­зы­ва­ют и ре­мар­ки: «за на­бив­кой та­ба­ку», «в ку­паль­не», «за ис­треб­ле­ни­ем ко­ма­ров», «пе­ре­брав в пе­пель­ни­це окур­ки и вы­трях­нув из них та­бак в све­жий та­бак» и др.). От­сю­да – мно­го­ли­кость Р., вы­ска­зы­вав­ше­го край­не про­ти­во­по­лож­ные мне­ния о са­мых раз­ных ве­щах и про­бле­мах, ко­то­рая так раз­дра­жа­ла его оп­по­нен­тов вро­де П. Б. Стру­ве: Р. не свя­зы­вал се­бя с мне­ни­ем ка­ких-ли­бо пар­тий или на­прав­ле­ний в фи­ло­со­фии и по­ли­ти­ке и не да­вал окон­чат. от­ве­тов, но по­ста­вил мно­же­ст­во про­блем, на­сущ­ность ре­ше­ния ко­то­рых ос­та­ёт­ся ост­рой и по­ны­не. Важное место в лит. наследии Р. занимает переписка с известными современниками: Н. Н. Страховым, К. Н. Леонтьевым, с писателем и публицистом П. П. Перцовым и др.; часть её он успел опубликовать. Для истории рус. мысли особо значима переписка с П. А. Флоренским, которая увидела свет лишь в 2010.

Ле­том 1917 Р. пе­ре­ехал вме­сте с семь­ёй в Сер­ги­ев По­сад, где соз­дал по­след­нее зна­чит. про­из­ве­де­ние «Апо­ка­лип­сис на­ше­го вре­ме­ни» (1917–18) – горь­кие раз­мыш­ле­ния о ги­бе­ли Рос­сии и её куль­ту­ры, вме­стив­шие в се­бя все преж­ние те­мы Р.: хри­сти­ан­ст­во, иу­да­изм, язы­че­ст­во, се­мья, пол и др. Важ­ное зна­че­ние име­ют так­же ста­тьи Р. об ис­кус­ст­ве и ми­ро­ощу­ще­нии древ­них егип­тян, со­б­ран­ные в кни­гах «Сре­ди ху­дож­ни­ков» (1914), «Из вос­точ­ных мо­ти­вов» (1916 и 1917, пол­ное по­смерт­ное изд. – «Возро­ж­даю­щий­ся Еги­пет», 2002); его лит.-кри­тич. ра­бо­ты о рус. пи­са­те­лях. Умер в ни­ще­те, не­за­дол­го до смер­ти со­ста­вив план сво­его 50-том­но­го со­б­ра­ния со­чи­не­ний.