ТЕЙЯ́Р ДЕ ШАРДЕ́Н (Teilhard de Chardin) Пьер (1.5.1881, замок Сарсена близ Клермон-Феррана – 10.4.1955, Нью-Йорк), франц. палеонтолог, католич. философ и теолог, чл. Франц. академии (1950). Чл. ордена иезуитов (1899), священник (1911). Участник 1-й мировой войны, кавалер ордена Почётного легиона. Изучал геологию, ботанику и зоологию в Сорбонне, где защитил докторскую диссертацию о млекопитающих нижнего эоцена (1922). В 1920–23 проф. геологии и палеонтологии Католич. ин-та в Париже. Один из первооткрывателей синантропа (1929). В 1923–46 жил в Китае, с 1951 – в Нью-Йорке.
Учение Т. де Ш. возникло в полемике с интерпретацией мира и человека в томизме, отмеченной невниманием к эволюции Вселенной. За религ. инакомыслие (неортодоксальную трактовку проблемы первородного греха) Т. де Ш. был лишён орденскими властями прав преподавания и публикации филос. и теологич. сочинений, однако начиная с 1960-х гг. его взгляды получили широкое распространение в католич. модернистских концепциях, а затем офиц. признание пап Иоанна Павла II, Бенедикта XVI и Франциска.
Испытав влияние А. Бергсона и др., Т. де Ш. стремился создать «науч. феноменологию», синтезирующую данные наук и религ.-мистич. опыта для раскрытия эволюции Вселенной, приведшей к появлению человека как запланированной свыше её конечной цели. В духе панпсихизма Т. де Ш. утверждает наличие духовного начала, присутствующего в универсуме и направляющего его развитие. Психич. «энергия» принимается им как свойство самой материи и одновременно как духовная движущая сила, задающая импульс эволюции космоса. Если «тангенциальная» энергия связует однопорядковые элементы воедино, то «радиальная» энергия ведёт к возрастанию сложности материальных явлений, находящей наивысшее выражение в человеке – существе, наделённом способностью сознания и самосознания. Всё увеличивающаяся в процессе космогенеза концентрация психического, «радиальной» энергии предстаёт у Т. де Ш. естеств. формой божественной благодати. Процесс эволюции подчинён своему регулятору и финальной цели – «точке Омега», которая символизирует собой Иисуса Христа, сопричастного мирозданию и одновременно трансцендентного ему. Эволюция Вселенной разделяется на стадии «преджизни», «жизни», «мысли» и «сверхжизни». На этапе «мысли» появляется человек, концентрирующий в себе психич. энергию, творящий ноосферу, персонализирующий мир (эти идеи Т. де Ш. возникают в диалоге с концепциями Э. Леруа и В. И. Вернадского). «Сверхжизнь» знаменует собой состояние единения людей после завершения истории в космич. Христе.
Филос.-историч. воззрения Т. де Ш. отмечены христианско-гуманистич. направленностью. Подобно др. представителям католич. модернизма, Т. де Ш. видит в человеке носителя культурно-творч. начала, способного созидать историю и постигать её смысл. Им проводится мысль о единстве и переплетении сакральной и мирской истории («града мирского» и «града Божия»), в ходе которой человечество движется по пути универсализации связей между странами и народами к состоянию «большой монады».