ЛЕГА́Р (Lehár) Франц (Ференц; Франц Кристиан) [30.4.1870, Коморн, ныне Комарно/Комаром (на территории Словакии и Венгрии) – 24.10.1948, Бад-Ишль, Австрия], австр. композитор и дирижёр. Гл. представитель т. н. новой венской оперетты. Сын воен. капельмейстера и комп. Франца Легара (1838–98). В 1882–1888 учился в Парижской конс. по классам скрипки А. Бенневица и муз. теории Й. Б. Фёрстера, брал уроки композиции у З. Фибиха. С 1888 скрипач и дирижер в Гор. театре Бармен-Эльберфельда (ныне Вупперталь). В 1890-1902 полковой воен. капельмейстер (в 1890 и 1899–1902 в Вене, в 1898 в Будапеште). Получил известность как автор воен. маршей (всего ок. 50), вальсов (всего 65, в т. ч. «Золото и серебро», 1899), оркестровых переложений нар. песен и танцев. Первое поставленное сценич. произведение (всего более 40 сочинений для сцены, из них св. 30 оперетт) – лирич. опера «Кукушка»(1896, Лейпциг; 2-я редакция под назв «Татьяна», 1905, Брюнн) на сюжет из рус. жизни с использованием рус. фольклора. Выйдя в 1902 году в отставку, жил в Вене, дирижировал в парке «Венеция в Вене» и в «Театер ан дер Вин», на сцене которого до 1923 с ошеломляющим успехом ставились оперетты Л., быстро ставшие классикой жанра. Особую популярность завоевала оперетта «Весёлая вдова» (1905; в 1906 пост. в С.-Петербурге). К 1910 Л. стал одим из наиболее известных композиторов своего времени. Оперетты, написанные Л. до сер. 1920-х гг., ставились на рус. и сов. сцене. Во время 1-й мировой войны сочинял патриотич. марши, ряд которых посвятил М. Хорти, вокальные циклы («Из железного времени»; Л. – автор ок. 100 песен), инструментальные произведения (симфонич. поэма «Лихорадка», 1917), выступал с концертами в войсках и др. После 1918 продолжал сочувствовать австр.-венг. монархистам. В 1920 – нач. 1930-х гг. жил гл. обр. в Берлине, сочинял оперетты (в т. ч. для постановок во Франции и Италии), дирижировал, выступал на радио, писал музыку к фильмам («Жил-был вальс», 1932, и др.).
В опереттах «Граф фон Люксембург» (1909), «Ева, или Фабричная девчонка» (1911), «Идеальная супруга» (1913; все – Вена), «Там, где жаворонок поёт» (1918, Будапешт и Вена), «Голубая мазурка» (1920, Вена) и др., написанных до 1920 (либреттисты В. Леон, Р. Боданцки, А. М. Вильнер), сохранялись традиц. комедийность, танцевальность (использованы вальс, канкан, полька, чардаш, танго), сентиментальный лиризм. Фольклорный элемент Л. органично сочетал с лейтмотивной техникой, сложной симфонич. структурой, с импрессионистичностью муз. языка. В опереттах «Цыганская любовь» (1910, Вена), «Наконец одни!» (1914; 2-я ред. под назв. «Мир прекрасен!», 1930; Вена) проявилось тяготение композитора к эстетике романтич. оперы. В 1920-е гг. Л. создал «грустные» оперетты без счастливого финала (т. н. легариады), по драматич. насыщенности выходящие за пределы развлекат. жанра: «Царевич» (1927, Берлин; о сыне Петра I), «Жёлтая кофта» (1923, Вена; 2-я редакция под назв. «В стране улыбок», 1929, Берлин), «Паганини» (1925), «Фридерика» (1928, о юношеской любви И. В. Гёте; обе – Берлин). По муз. драматургии и языку они близки операм Дж. Пуччини, с которым Л. связывала дружба; гл. партии создавались для оперных певцов (в т. ч. для Р. Таубера). Мелодраматич. пафосом отличается последняя «легариада» – «Джудитта» (1934, Венская гос. опера).
В 1935 Л. основал в Вене муз. изд-во «Glocken Verlag». После аншлюса (1938) он остался в Вене в некоторой изоляции: многие его сотрудники эмигрировали, в концлагерях погибли либреттисты Ф. Грюнбаум и Ф. Лёнер-Беда, а Л. был объявлен «культурной гордостью» Третьего рейха (исполнение его произведений было «рекомендовано» Мин-вом пропаганды, Л. участвовал во многих офиц. мероприятиях, концертах для вермахта и др.). В 1943 дирижировал премьерой оперы «Бродячий певец» (редакция оперетты «Цыганская любовь», на венг. яз.) в Королевской опере Будапешта. В 1946–1947 жил в Швейцарии.
Многочисл. звукозаписи, св. 60 экранизаций.