Э́ЛЛИНГТОН (Ellington) Дюк (прозвище; настоящее имя Эдвард Кеннеди) (29.4.1899, Вашингтон – 24.5.1974, Нью-Йорк), американский джазовый дирижёр, композитор, пианист. Один из наиболее известных джазовых музыкантов 20 в. Из обеспеченной афроамериканской семьи. Систематического музыкального образования не получил. С 17 лет выступал в джазовых ансамблях как пианист. В 1927 в Нью-Йорке организовал собственный ансамбль, позднее превратившийся в биг-бенд, руководил исполнением, одновременно играя на фортепиано. В 1927–31 ансамбль работал в знаменитом нью-йоркском джазовом клубе «Cotton». Пик творческой активности Эллингтона пришёлся на 1930-е и 1-ю половину 1940-х гг., когда он написал свои самые известные пьесы, в т. ч. «Это ничего не значит» («It don’t mean a thing», 1931), «Изысканная леди» («Sophisticated lady», 1932), «Одиночество» («Solitude», 1934), «В сентиментальном настроении» («In a sentimental mood», 1935), ставшие признанными джазовыми стандартами. Некоторые хиты, вошедшие в историю джаза как композиции Эллингтона, в действительности созданы им вместе с талантливыми музыкантами его оркестра, которые предлагали тематический материал, а Эллингтон структурировал и эффектно аранжировал его; таковы «Настроение индиго» («Mood indigo», 1930, соавтор – кларнетист Барни Бигард), «Караван» (1936, соавтор – тромбонист Хуан Тизол), «Садись в поезд "А"» («Take the "A" Train», 1939, автор – пианист Билли Стрейхорн).
На протяжении всего творческого пути Эллингтон экспериментировал с крупной формой, писал сюиты (всего 25), в т. ч. «Diminuendo and crescendo in blue» (1937), «Гарлем» (1950), «Ночное творение» («Night creature»; с симфоническим оркестром, 1956) и «Нью-Орлеанская» (1970), пытался внедрять традиционные для академической музыки приёмы мотивно-тематической разработки (программная джазовая симфония «Black, brown and beige», с группой скрипок, 1943). Большие композиции Эллингтона, однако, не получили значительного общественного резонанса, в отличие от его небольших пьес. Наряду с Фердом Грофе (аранжировщик оркестра П. Уайтмена) и Флетчером Хендерсоном, Эллингтон считается законодателем оркестровой джазовой аранжировки. Редкие фортепианные соло Эллингтона лишены виртуозности, при этом они отличаются гармоническими, ритмическими и фактурными находками («Clothed woman», 1947).
С 1933 до начала 1970-х гг. оркестр Эллингтона с успехом гастролировал в Европе (в 1971 в СССР) и США, в т. ч. неоднократно (с 1943) выступал в Карнеги-холле. Участвовал в Ньюпортском (особенно успешно в 1956), Монреальском (1964) и др. международных джазовых фестивалях.
11 премий «Грэмми» (1959–79).