фото: diletant.media
ВИ́ТГЕНШТЕЙН (Wittgenstein) Людвиг (26.4.1889, Вена – 29.4.1951, Кембридж), австр. философ. Родился в семье крупного промышленника и известного мецената. Учился в Высшей технич. школе в Берлине (1906–08), с 1908 изучал инж. дело в Манчестере. В 1911–1913 по рекомендации Г. Фреге слушал в Кембридже лекции Б. Рассела, с ним, а также с Дж. Э. Муром и Дж. М. Кейнсом его связывали дружеские отношения и интеллектуальное общение. С началом 1-й мировой войны вступил добровольцем в австр. армию, получил награды за храбрость; в 1918–19 в итальянском плену. Отказавшись от наследства в пользу семьи и деятелей австр. культуры, в 1920–26 работал сельским учителем в Нижней Австрии. В 1926–28 в Вене, общался с М. Шликом и др. участниками Венского кружка. С 1929 в Кембридже, преподавал в Тринити-колледже (с 1930, проф. в 1939–47). Во время 2-й мировой войны работал санитаром в госпиталях Лондона и Ньюкасла.
В «Дневниках 1914–1916 годов» («Notebooks 1914–1916», рус. пер. 1998) В. выражает уверенность в безграничных возможностях новой логики, в особенности логич. синтаксиса. Мировоззренч. фрагменты «Дневников» противоречиво сочетают пессимистич. (в духе А. Шопенгауэра) и оптимистич. мотивы в вопросе о смысле жизни. Гл. работа его «раннего» периода – «Логико-философский трактат» («Tractatus logico-philosophicus», закончен незадолго до плена в 1918, опубл. в 1921 в Германии; рус. пер. 1958; вышедший в 1922 англ. пер. трактата с предисловием Б. Рассела принёс В. широкую известность среди англоязычных философов) сыграл громадную роль в становлении аналитической философии. В 1920–30-е гг. представители Венского кружка истолковывали отд. положения трактата как предвосхищение своей антиметафизич. программы и доктрины верификационизма. Текст книги написан в виде афоризмов. Трактат, ориентированный на установление пределов познавательных способностей, во многом перекликается с установками кантовского критицизма и трансцендентализма. В. ставит вопросы об условиях возможности содержательности языка, стремится установить пределы мышления, обладающего объективным смыслом и несводимого к к.-л. психологич. особенностям. При этом мышление отождествляется с языком, а философия принимает форму аналитич. «критики языка». Язык в ранней концепции В. выполняет функцию описания «фактов». В трактате устанавливается полное соответствие между онтологич. и семантич. понятиями: «объекты» реальности обозначаются «именами», сочетания «объектов» (факты) – сочетаниями «имён», т. е. предложениями, обладающими смыслом. Элементарные предложения, как и элементарные факты, независимы по отношению друг к другу. Сложные предложения трактуются как функции истинности элементарных предложений. Предложения, являющиеся описаниями фактов, В. относит к сфере естествознания; только их он считает осмысленными. В отличие от конкретных наук философия не стремится к истине, она является деятельностью по прояснению логич. структуры языка и отд. высказываний, устранению неясностей, порождающих бессмысленные предложения. Поскольку логика является условием того, что предложение может описывать факт, то сама логич. форма в языке невыразима. Границы языка совпадают с границами «мира». Всё, что оказывается за пределами «мира фактов», называется в книге «мистическим» и невыразимым, т. е. все этич., эстетич., религ. предложения лишены смысла, в т. ч. и предложения трактата: понявший его осн. идею должен в конце концов отбросить их как лестницу, ставшую ненужной после подъёма. Мировоззренч. позиция В. оказывается т. о. созвучной философии жизни: то, что невыразимо, представляет собой интуитивное созерцание «мира» в целом.
В кон. 1920-х гг. В. пересмотрел свою раннюю позицию и отказался от допущения априорной структуры языка, подчёркивая многообразие способов употребления слов и выражений естеств. языка. Работа над гл. произв. «позднего» периода «Философские исследования» («Philosophische Untersuchungen», опубл. в 1953 одновременно с её англ. пер.), как и над материалами по философии математики, велась В. с сер. 1930-х гг. до конца жизни. В. отказался здесь от «пророческого» стиля «Трактата». В структуре 1-й части этой работы выделяются 3 осн. группы фрагментов: концепция языка и значения; анализ эпистемологич. (предложение, знание, понимание) и психологич. (ощущение, боль, переживание, мышление, воображение, сознание и др.) понятий; анализ интенциональных аспектов этих понятий. «Исследования» начинаются с критики традиц. понимания значения как некоторого объекта, соответствующего слову (имени, знаку): только использование слов в определённом контексте («языковой игре») и в соответствии с принятыми в «лингвистическом сообществе» правилами придаёт им значение. В. отмечает, что язык как средство коммуникации даже в «мысленном эксперименте» не может быть представлен как сугубо индивидуальный, приватный язык. Продолжая номиналистич. традицию, В. отвергает наличие реальной общности языковых феноменов, признаётся лишь специфич. взаимосвязь, называемая «семейным сходством». «Кристальная чистота» ранней логико-филос. концепции В. теперь признаётся особенностью лишь одной из «языковых игр». Сохраняется оценка филос. исследования как аналитич. процедуры, которая, однако, ориентирована уже на естеств. язык, а не на «совершенный» язык формальной логики. Философия, по замыслу В., должна возвращать словам их привычное употребление. В. надеялся, что если подобное исследование сделает языковые связи открытыми (при этом скрытая бессмыслица станет явной), то филос. проблемы (трактуемые как «заболевания») исчезнут сами собой. В «Исследованиях» В. развивает также критику «ментализма» в трактовке понимания: как и любая др. форма лингвистич. или нелингвистич. активности человека, понимание осуществляется сообразно определённым правилам, однако люди обычно не рефлексируют по поводу правил, а действуют инстинктивно, «слепо».
В самом позднем тексте В., впоследствии озаглавленном «О достоверности» («On certainty», опубл. в 1969), рассматриваются эпистемологич. вопросы и проблема скептицизма: сомнение, по В., всегда с необходимостью предполагает нечто достоверное, определённые парадигматич. предложения, не нуждающиеся в обосновании и формирующие наше представление о «реальности».
Проблемы, поставленные В., во многом определили характер всей новейшей англо-амер. аналитич. философии. Существуют также попытки сближения его идей с феноменологией и герменевтикой, с разл. типами религ. философии.