фото: advance.tips
МАРК АВРЕ́ЛИЙ (Marcus Aurelius) (26.4.121, Рим – 17.3.180, Виндобона, ныне Вена), рим. император (с 161) и философ, представитель стоицизма. Один из самых просвещённых императоров Рима, «философ на троне», автор знаменитого филос. дневника «К самому себе».
Принадлежал к фамилии Анниев, происходивших из Испании. С детских лет стал любимцем имп. Адриана, в 138 был усыновлён своим дядей Аврелием Антонином (будущим имп. Антонином Пием) и получил имя Марк Аврелий Вер. В 145 женился на дочери Антонина Пия, своей кузине Фаустине, из его многочисл. детей выжил только один – будущий имп. Коммод. Наследовал Антонину Пию как рим. император, добившись от сената, чтобы соправителем был назначен его приёмный брат Луций Вер (ум. 169). Продолжая политику своего предшественника, правил в согласии с сенатом. Правление М. А. было омрачено как природными бедствиями – землетрясениями, наводнениями, чумой (166), так и постояными войнами с герм. племенами маркоманов и квадов в Паннонии на Дунае (Маркоманские войны 166–180). В 175–176 предпринял вост. поход в Азию и Сирию для подавления мятежа самопровозглашённого имп. Авидия Кассия и вернулся в Рим через Афины с триумфом; во время похода умерла сопровождавшая его жена Фаустина. Умер, воюя с германцами на дунайском фронте.
Осн. сочинение М. А., написанное на греч. яз., часто издавалось под условным назв. «Размышления» (лат. «Meditationes»). В рукописи оно озаглавлено «Заметки, относящиеся к самому себе», т. е. «Личное» (греч. «Τα εἰς ἑαυτόν», лат. «Ad semet ipsum»), и состоит из 12 книг. 1-я кн. имеет автобиографич. характер и выражает благодарность близким и учителям, повлиявшим на формирование его нравств. личности (в т. ч. Антонину Пию). Остальные 11 представляют собой разрозненные мысли, афоризмы, цитаты из др. философов, а также наставления самому себе. Сочинение, написанное в пожилом возрасте, скорее всего на дунайском фронте, и остававшееся практически неизвестным вплоть до эпохи Возрождения, было издано в 1559 швейц. гуманистом А. Геснером c лат. переводом. Согласно интерпретации франц. исследователя П. Адо, в основе «Размышлений» лежит развитие трёх топосов (фундам. тем), заимствованных из этики Эпиктета, постоянное обдумывание которых должно выработать три важнейшие жизненные установки. Первый топос касается отношения человека к миру и богам: следуя стоич. пантеизму, М. А. понимал космос как бога и живой организм, наделённый разумом – логосом; отсюда всё, что исходит от всеобщей природы и богов, надо принимать с радостью и благочестием (amor fati – «любовь к судьбе»). То, что от нас не зависит, не может быть предметом наших желаний, желать можно лишь «то, что от нас зависит». Второй топос касается отношения мудреца к др. людям: надо любить людей как братьев по разуму (логосу), быть снисходительным к их порокам и действовать ради общего блага в духе «сотрудничества» (синергии); эгоист или человек «необщественный» подобен «прыщу» на теле человечества. Наконец, третий топос касается отношения человека к самому себе и прежде всего – к своим субъективным «представлениям» о вещах (phantasiai): необходимо постоянно подвергать критич. анализу эти «представления», удаляя из сознания «привнесённые» ложные оценки (афоризм Эпиктета «Людей волнуют не вещи, а то, что они о них думают»). Логич. работа по исправлению неверных оценочных суждений имеет психотерапевтич. эффект: «Перестань думать "мне навредили" – и вред исчезнет». Кроме трёх топосов Эпиктета, соответствующих трёхчленному стоич. делению философии на физику, логику и этику, фундаментальным для М. А. является принятие основного (восходящего к Сократу) тезиса стоич. этики о том, что единственный вид добра – моральное совершенство (to kalon) и единственный вид зла – то, чего надо стыдиться (to aiskhron) (Размышления 2.1). В России 18 в. М. А. считался «идеальным императором». Его этика оказала влияние на И. В. Гёте, Дж. С. Милля, Л. Н. Толстого, представителей экзистенциализма и др.