https://i.imgur.com/BoUZY8i.jpg
фото: archive.news.columbia.edu

ПРОКО́ФЬЕВ Сер­гей Сер­гее­вич [11(23).4.1891, име­ние Сон­цов­ка Бах­мут­ско­го у. Ека­те­ри­но­слав­ской губ., ны­не с. Крас­ное Крас­но­ар­мей­ско­го р-на До­нец­кой обл., Ук­раи­на – 5.3.1953, Мо­ск­ва], рос. ком­по­зи­тор, пиа­нист, ди­ри­жёр, муз. пи­са­тель, нар. арт. РСФСР (1947). Сын аг­ро­но­ма, управ­ляю­ще­го име­ни­ем. Му­зы­ке на­чал обу­чать­ся у ма­те­ри. Та­лант юно­го П. оце­нил С. И. Та­не­ев, по его ре­ко­мен­да­ции в Сон­цов­ку в 1902–03 при­ез­жал Р. М. Гли­эр – пер­вый учи­тель П. по тео­рии. С 1904 учил­ся в С.-Пе­терб. конс. у А. К. Ля­до­ва (гар­мо­ния, кон­тра­пункт), Н. А. Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва (ин­ст­ру­мен­тов­ка), Я. Ви­тол­са (муз. фор­ма), H. H. Че­реп­ни­на (ди­ри­жи­ро­ва­ние), Ж. Ханд­ши­на (ор­ган); окон­чил конс. как ком­пози­тор (1909) и пиа­нист (1914, класс А. Н. Еси­по­вой). На эк­за­ме­не играл собств. 1-й фп. кон­церт (со­чи­нён и впер­вые ис­пол­нен ав­то­ром в Мо­ск­ве в 1912). С 1908 уча­ст­ник пе­терб. круж­ка «Ве­че­ра со­вре­мен­ной му­зы­ки», с 1911 так­же моск. круж­ка кри­ти­ка В. В. Дер­жа­нов­ско­го. П. на­чал творч. путь как «enfant terrible» и «че­ло­век край­но­стей»: на­ря­ду с не­о­клас­си­че­ски­ми Сим­фо­ни­ет­той (1909; 2-я ред. 1914; 3-я ред. 1929) и 1-й сим­фо­ни­ей («Клас­си­че­ская», 1917), ме­ло­дич­ным 1-м скри­пич­ным кон­цер­том (1917), он пи­сал му­зы­ку дерз­ко про­во­ка­ци­он­ную, от­ли­чав­шую­ся «озор­ст­вом фу­ту­ри­сти­че­ско­го ти­па» (Л. Б. Са­ба­не­ев): фп. пье­сы («На­ва­ж­де­ние» из op. 4, 1908–12; Ток­ка­та, 1912; цикл «Сар­каз­мы», 1914), 2-й фп. кон­церт (1913, 2-я ред. 1923), кан­та­та «Се­ме­ро их» (на тек­сты К. Д. Баль­мон­та, 1918) и др. Спе­ци­фич. стиль П. фор­ми­ро­вал­ся уже в хо­де ран­них экс­пери­мен­тов: в № 5 из «Сар­каз­мов» он ис­поль­зо­вал дис­со­ни­рую­щий ак­корд в функ­ции то­ни­ки и пе­ре­мен­ный метр (по сло­вам П., об­раз «зло­го сме­ха»), в окон­ча­нии пье­сы «На­ва­ж­де­ние» – хро­ма­тич. кла­стер, объ­е­ди­няю­щий все зву­ки осн. «на­вяз­чи­вой» фра­зы. Срав­ни­тель­но ред­кий для него в то вре­мя ли­ризм ли­шён чув­ст­вен­но­сти и чув­ст­ви­тель­но­сти [«Ле­ген­да» из op. 12 (1906–13), цикл «Ми­мо­лёт­но­сти» (1917), цикл «Сказ­ки ста­рой ба­буш­ки» (1918) для фп.]. При этом гар­мо­ни­че­ское мыш­ле­ние П. не вы­хо­ди­ло за рам­ки рас­ши­рен­ной ма­жор­но-ми­нор­ной то­наль­но­сти на ос­но­ве тер­цо­вой ак­кор­ди­ки, а муз. фор­ма – за пре­де­лы клас­си­ко-ро­ман­тич. ти­па ком­по­зи­ции (напр., II ч. 1-й сим­фо­нии). Культ точ­но­сти, ко­то­рый П. ис­по­ве­до­вал с дет­ст­ва и до кон­ца жиз­ни, на­шёл вы­ра­же­ние в его ув­ле­че­нии шах­ма­та­ми.
 
С са­мо­го на­ча­ла муз. карь­е­ры П. отеч. пуб­ли­ка рас­ко­ло­лась на два ла­ге­ря: ака­де­ми­стам во гла­ве с А. К. Гла­зу­но­вым, рез­ко кри­ти­ко­вав­шим П., про­ти­во­стоя­ли сто­рон­ни­ки про­кофь­ев­ской но­виз­ны Н. Я. Мяс­ков­ский, Б. В. Асафь­ев, В. Г. Ка­ра­ты­гин. В 1914–18 П. кон­цер­ти­ро­вал в Пет­ро­гра­де, Мо­ск­ве и др. го­ро­дах Рос­сии, А. И. Зи­ло­ти и С. А. Ку­се­виц­кий ор­га­ни­зо­ва­ли ав­тор­ские кон­цер­ты П., вы­звав­шие сен­са­цию. Вы­ез­жая за гра­ни­цу в лет­ние ме­ся­цы 1913 (Фран­ция, Ве­ли­ко­бри­та­ния, Швей­ца­рия) и 1914 (Лон­дон), П. по­се­щал ан­тре­при­зу С. П. Дя­ги­ле­ва, для ко­то­рой в 1914 соз­дал ба­лет «Ала и Лол­лий» (по мо­ти­вам др.-слав. ми­фо­ло­гии, либр. С. М. Го­ро­дец­ко­го; от­верг­нут Дя­ги­ле­вым). В 1915 Дя­ги­лев за­ка­зал П. ба­лет «Сказ­ка про шу­та, се­ме­рых шу­тов пе­ре­шу­тив­ше­го» (по мо­ти­вам ска­зок из со­б­ра­ния А. Н. Афа­нась­е­ва; пост. в 1921 в Па­ри­же). В 1916 Ди­рек­ция имп. те­ат­ров за­клю­чи­ла с П. кон­тракт на по­ста­нов­ку опе­ры «Иг­рок» (либр. П. по од­но­им. ро­ма­ну Ф. М. Дос­то­ев­ско­го), ко­то­рая не осу­ще­ст­ви­лась (впер­вые опе­ра пост. во 2-й ред. в брюс­сель­ском те­ат­ре «Ла Мон­не», 1929, на франц. яз.). Ис­пол­не­ние в 1916 ор­ке­ст­ро­вой «Скиф­ской сюи­ты» (на­пи­са­на на ос­но­ве ба­ле­та «Ала и Лол­лий»; Пет­ро­град, под упр. ав­то­ра) со­про­во­ж­да­лось скан­да­лом; оше­лом­ляю­щая сти­хий­ная си­ла му­зы­ки по­верг­ла слу­ша­те­ля «в жуть и тре­пет» (Ка­ра­ты­гин).

В 1918 по ко­ман­ди­ров­ке Нар­ком­про­са П. от­пра­вил­ся на га­ст­ро­ли (Япо­ния, США) и ос­тал­ся за гра­ни­цей (под­дан­ст­ва не ме­нял); жил в США (вы­сту­пая в Нью-Йор­ке, под­верг­ся на­пад­кам кон­сер­ва­тив­ной кри­ти­ки, осу­див­шей его как «боль­ше­ви­ка и ски­фа»), в 1922–23 в Гер­ма­нии (Эт­таль, Ба­ва­рия), с 1923 пре­им. в Па­ри­же. Ши­ро­кий круг об­щения П. вклю­чал П. П. Сув­чин­ско­го, В. А. Ду­кель­ско­го, Н. На­бо­ко­ва и др. рус. эми­гран­тов. В США по­зна­ко­мил­ся с ре­лиг. те­че­ни­ем «Хри­сти­ан­ская нау­ка». В 1919 по за­ка­зу Чи­каг­ской опе­ры на­пи­сал ко­мич. опе­ру «Лю­бовь к трём апель­си­нам» (либр. П. по од­но­им. сказ­ке К. Гоц­ци; пост. в 1921, на франц. яз., под упр. ав­то­ра); в 1926 опе­ра с бле­ском по­став­ле­на на сце­не Ле­нингр. те­ат­ра опе­ры и ба­ле­та (ди­ри­жёр В. А. Дра­ниш­ни­ков, реж. С. Э. Рад­лов), в 1927 – в моск. Боль­шом те­ат­ре (ди­ри­жёр Н. С. Го­ло­ва­нов, реж. А. Д. Ди­кий). В 1919–27 ра­бо­тал над опе­рой «Ог­нен­ный ан­гел» (либр. П. по од­но­им. по­вес­ти В. Я. Брю­со­ва, сю­жет из ср.-век. ис­то­рии «про­цес­сов ведьм»; при жиз­ни ав­то­ра ис­пол­не­ны фраг­мен­ты в кон­цер­те под упр. С. А. Ку­се­виц­ко­го, 1928, в пар­тии Ре­на­ты – Н. П. Ко­шиц; впер­вые пол­но­стью пост. в 1955 в Ве­не­ции, на итал. яз.). По за­ка­зу С. П. Дя­ги­ле­ва на­пи­сал ба­ле­ты «Сталь­ной скок» [в ду­хе ур­ба­низ­ма, на «со­вет­ский сю­жет», либр. П. и Г. Б. Яку­ло­ва, пост. в Те­ат­ре Са­ры Бер­нар (Па­риж) в 1927, ба­летм. Л. Ф. Мя­син, ди­ри­жёр Р. Де­зор­мь­ер, худ. Яку­лов] и «Блуд­ный сын» (по еван­гель­ской прит­че, либр. Б. Кох­но, пост. там же в 1929, ба­летм. Дж. Ба­лан­чин, ди­ри­жёр – П.). Муз. ма­те­ри­ал опе­ры «Ог­нен­ный ан­гел» во­шёл в 3-ю сим­фо­нию (1928, впер­вые ис­пол­не­на в 1929 в Па­ри­же под упр. П. Мон­тё), ба­ле­та «Блуд­ный сын» – в 4-ю сим­фо­нию (1930, на­пи­са­на по за­ка­зу Бос­тон­ско­го сим­фо­нич. ор­ке­ст­ра, ис­пол­не­на в том же го­ду под упр. Ку­се­виц­ко­го; 2-я ред. 1947). В 1932 в Па­риж­ской опе­ре по­став­лен ба­лет «На Дне­пре» (либр. С. Ли­фа­ря и П., ба­летм. Ли­фарь). В 1920-е – нач. 1930-х гг. П. га­ст­ро­ли­ро­вал как пиа­нист в круп­ней­ших ми­ро­вых муз. цен­трах, в 1921 в Чи­ка­го впер­вые ис­пол­нил свой Фп. кон­церт № 3, в 1932 в Бер­ли­не – Фп. кон­церт № 5 под упр. В. Фурт­венг­ле­ра. Стал од­ним из вы­даю­щих­ся му­зы­кан­тов со­вре­мен­но­сти, по­сто­ян­ным и глав­ным его кон­ку­рен­том на За­па­де был И. Ф. Стра­вин­ский: их по­сто­ян­ный «диа­лог» на­чал­ся ещё со «Скиф­ской сюи­ты», на­пи­сан­ной не без влия­ния «Вес­ны свя­щен­ной».

В 1927, 1929, 1932 П. пред­при­нял кон­церт­ные по­езд­ки в СССР; с вос­тор­гом при­ня­тый пуб­ли­кой и кри­ти­кой (кро­ме идео­ло­гов Рос­сий­ской ас­со­циа­ции про­ле­тар­ских му­зы­кан­тов), он при­об­рёл уве­рен­ность в вос­тре­бо­ван­но­сти сво­ей му­зы­ки в но­вой Рос­сии и по­сте­пен­но при­шёл к ре­ше­нию пе­ре­ехать. В 1933–35 П. жил по­пе­ре­мен­но в Па­ри­же и Мо­ск­ве, вы­сту­пал в кон­цер­тах (в 1933 в Мо­ск­ве ис­пол­нил 3-й и 5-й фп. кон­цер­ты под упр. Н. С. Го­ло­ва­но­ва), за­пи­сы­вал­ся, со­чи­нил му­зы­ку к ф. «По­ру­чик Ки­же» (по Ю. Н. Ты­ня­но­ву, 1933) и ор­кест­ро­вую сюи­ту на её ос­но­ве (1934), му­зы­ку к спек­так­лю «Еги­пет­ские но­чи» (1934, моск. Ка­мер­ный те­атр, реж. А. Я. Таи­ров), сим­фо­нич. сказ­ку «Пе­тя и волк» (с собств. тек­стом, 1936, Дет­ский муз. те­атр Н. Сац; ны­не од­но из са­мых по­пу­ляр­ных со­чи­не­ний дет­ской му­зы­ки). В 1935 в Мад­ри­де впер­вые ис­пол­нен 2-й скри­пич­ный кон­церт. В 1936 П. вме­сте с же­ной – ка­мер­ной пе­ви­цей Ли­ной Ива­нов­ной Про­кофь­е­вой (урожд. Ка­ро­ли­на Коди́на, сце­нич. псевд. Ли­на Лью́бера; 1897–1989; реп­рес­си­ро­ва­на в 1948–56) по­се­лил­ся в Мо­ск­ве. В 1936 соз­дал один из луч­ших в ми­ро­вом иск-ве ба­ле­тов – «Ро­мео и Джуль­ет­та» (либр. А. И. Пи­от­ров­ско­го, Рад­ло­ва и П. по од­но­им. тра­ге­дии У. Шек­спи­ра; впер­вые пост. в 1938 в Брно на му­зы­ку 1-й и 2-й сю­ит), ко­то­рый по­лу­чил из­вест­ность в пост. ба­летм. Л. М. Лав­ров­ско­го с Г. С. Ула­но­вой в гл. ро­ли (1940, Ле­нингр. те­атр опе­ры и ба­ле­та; 1946, моск. Боль­шой те­атр; фильм-ба­лет – 1954). «Ро­мео и Джуль­ет­та» – хре­сто­ма­тий­ный об­ра­зец зре­ло­го сти­ля П.: наи­бо­лее за­мет­ная чер­та гар­мо­нич. сти­ля, т. н. про­кофь­ев­ская до­ми­нан­та (в ма­жо­ре – со­че­та­ние до­ми­нан­то­во­го ба­са и ма­жор­но­го тре­зву­чия на VII сту­пе­ни ла­да), ис­поль­зу­ет­ся в т. ч. для ха­рак­те­ри­сти­ки Джуль­ет­ты-де­воч­ки; ти­пич­ный при­мер ли­ри­ки П. – лейт­те­ма люб­ви, зву­ча­щая у струн­ных; спе­ци­фич. ор­кест­ров­ка с уча­сти­ем «тя­жё­лой ме­ди» – в Тан­це ры­ца­рей («Мон­тек­ки и Ка­пу­лет­ти») и др.

Эс­те­ти­за­ция не­адап­ти­ро­ван­ных тек­стов К. Мар­кса, В. И. Ле­ни­на и И. В. Ста­ли­на в кан­та­те «К 20-ле­тию Ок­тяб­ря» (1937) – дерз­кая творч. за­да­ча, с ко­то­рой ком­по­зи­тор бле­стя­ще спра­вил­ся; при этом кан­та­та при жиз­ни П. не ис­пол­ня­лась. Кан­та­та «Здра­ви­ца» (1939, на нар. тек­сты, к 60-ле­тию Ста­ли­на), на­про­тив, зву­ча­ла на офиц. тор­же­ст­вах. Все­рос. сла­ву ком­по­зи­тор сни­скал му­зы­кой к ф. «Алек­сандр Нев­ский» (реж. С. М. Эй­зен­штейн, 1938) и од­но­им. кан­та­той на её ос­но­ве (впер­вые ис­пол­не­на в 1939 под упр. ав­то­ра). Опер­ные ше­дев­ры П. до­во­ен­но­го вре­ме­ни – «Се­мён Кот­ко» (о со­бы­ти­ях Гражд. вой­ны 1917–1922 на Ук­раи­не, 1939, либр. В. П. Ка­тае­ва и П. по по­ве­сти «Я сын тру­до­во­го на­ро­да»; 1940, Моск. опер­ный те­атр им. К. С. Ста­ни­слав­ско­го; опе­ра бы­ла вос­при­ня­та кри­ти­че­ски) и «Об­ру­че­ние в мо­на­сты­ре» («Ду­э­нья», 1940, либр. М. А. Мен­дель­сон и П. по Р. Ше­ри­да­ну; 1946, Ле­нингр. те­атр опе­ры и ба­ле­та). В 1938 со­стоя­лась по­след­няя по­езд­ка П. за ру­беж. В 1940 по ра­дио впер­вые про­зву­ча­ла 6-я фп. со­на­та в ав­тор­ском ис­пол­не­нии.

В 1941 П. ос­та­вил се­мью, жил с ли­те­ра­то­ром Ми­рой Аб­ра­мов­ной Мен­дель­сон (1915–68), ко­то­рая ста­ла его либ­рет­ти­стом. В 1941–43 на­хо­дил­ся в эва­куа­ции в Наль­чи­ке, Тби­ли­си, Ал­ма-Ате, Пер­ми. В го­ды Вел. Отеч. вой­ны им со­зда­ны: 2-й («Ка­бар­дин­ский») струн­ный квар­тет (1941), му­зы­ка к ф. «Иван Гроз­ный» (1942, реж. С. М. Эй­зен­штейн; 1-я се­рия вы­шла на эк­ра­ны в 1945); опе­ра-эпо­пея «Вой­на и мир» (1943, либр. М. А. Мен­дель­сон и П. по ро­ма­ну Л. Н. Тол­сто­го; 2-я ред. 1946, 1-я ч. – Ле­нингр. Ма­лый опер­ный те­атр; 11 кар­тин – 1955, там же; про­лог и 13 кар­тин – 1959, Боль­шой те­атр); ба­лет «Зо­луш­ка» (на сю­жет сказ­ки Ш. Пер­ро; 1945, Боль­шой те­атр); со­на­ты – 7-я (1942; фи­нал – с рит­мич. ос­ти­на­то по фор­му­ле: 78\U\) и 8-я (1944) для фп., для флей­ты и фп. (1943) и др. Пре­мье­ра 5-й сим­фо­нии (соч. 1944) в Мо­ск­ве в янв. 1945 ста­ла по­след­ним вы­сту­п­ле­ни­ем П.-ди­ри­жёра. В 1940-е гг. ком­по­зи­тор со­труд­ни­чал с Д. Ф. Ой­ст­ра­хом и Л. Н. Обо­ри­ным [пер­вые ис­пол­ни­те­ли 1-й (1938–46; са­мое тра­ги­че­ское со­чи­не­ние П.) и 2-й (1944) со­нат для скрип­ки и фп.], его со­чи­не­ния вхо­ди­ли в ре­пер­ту­ар Г. Г. Ней­гау­за, С. Т. Рих­те­ра [пер­вый ис­пол­ни­тель 7-й (1943) и 9-й (1947) фп. со­нат], Э. Г. Ги­лель­са (пер­вый ис­пол­ни­тель 8-й фп. со­на­ты, 1944), М. Л. Рос­тро­по­ви­ча (пер­вый ис­пол­ни­тель со­на­ты для вио­лон­че­ли и фп., 1949, с Рих­те­ром). В 1947 в Ле­нин­гра­де впер­вые про­зву­ча­ла 6-я сим­фо­ния под упр. Е. А. Мра­вин­ско­го. Од­но­вре­мен­но в Ев­ро­пе и США с три­ум­фом ис­пол­ня­лись его со­чи­не­ния, на­пи­сан­ные в СССР (5-я сим­фо­ния – Бос­тон­ским сим­фо­нич. ор­ке­ст­ром под упр. С. А. Ку­се­виц­ко­го, 1945); ряд со­чи­не­ний за­пи­сан на грам­пла­стин­ки (кан­та­та «Алек­сандр Нев­ский» – под упр. Л. Сто­ков­ско­го). В эти го­ды П., на­ря­ду с Д. Д. Шос­та­ко­ви­чем, стал оли­це­тво­ре­ни­ем совр. муз. клас­си­ки.

В 1948 со­стоя­лось офиц. бра­ко­со­че­та­ние П. и М. А. Мен­дель­сон. Ком­по­зи­тор, в го­ды Вел. Отеч. вой­ны поль­зо­вав­ший­ся мощ­ной офиц. под­держ­кой, в 1948 был об­ви­нён в «фор­ма­лиз­ме» [по­ста­нов­ле­ние ЦК ВКП(б) «Об опе­ре "Ве­ли­кая друж­ба" В. Му­ра­де­ли» от 10.2.1948], что по­влек­ло за­прет на из­да­ние и ис­пол­не­ние не­ко­то­рых его со­чи­не­ний. За­кры­тый про­смотр опе­ры «По­весть о на­стоящем че­ло­ве­ке» (либр. Мен­дель­сон по од­но­им. по­вес­ти Б. Н. По­ле­во­го, на­пи­са­на по пред­ло­же­нию Мин-ва куль­ту­ры) в 1948 в Ле­нингр. те­ат­ре опе­ры и ба­ле­та за­вер­шил­ся раз­гро­мом [впер­вые опе­ра пост. в 1960 в Боль­шом те­атре (с ку­пю­ра­ми)]. В сюи­те «Зим­ний кос­тёр» (1949) и ора­то­рии «На стра­же ми­ра» (1951) нa сти­хи С. Я. Мар­ша­ка, на­пи­сан­ных «по сле­дам» по­ста­нов­ле­ния, за­мет­но на­ме­рен­ное уп­ро­ще­ние сти­ля, в рам­ках ко­то­ро­го П., од­на­ко, не опус­ка­ет­ся до ба­наль­но­сти. 7-я сим­фо­ния (1952), в ко­то­рой оче­вид­ны при­зна­ки той же тен­ден­ции (яс­но очер­чен­ная рель­еф­ная ме­ло­дия, пря­мая опо­ра на то­наль­ность, об­лег­чён­ная ор­ке­ст­ров­ка, чёт­кие гра­ни­цы фор­мы, ми­ни­мум мо­тив­ной раз­ра­бот­ки), при этом ос­та­ёт­ся клас­сич. при­ме­ром сти­ля П. По­след­ние круп­ные со­чи­не­ния – ба­лет «Сказ о ка­мен­ном цвет­ке» (по мо­ти­вам ураль­ских ска­зов П. П. Ба­жо­ва, 1950, либр. Л. М. Лав­ров­ско­го и М. А. Мен­дель­сон-Про­кофь­е­вой; пост. в 1954, там же, ба­летм. Лав­ров­ский) и Сим­фо­ния-кон­церт для вио­лон­че­ли с ор­ке­ст­ром (1952, по­свя­ще­на М. Л. Рос­тро­по­ви­чу).

В Ав­то­био­гра­фии (в рас­ши­рен­ной вер­сии до­ве­де­на до 1909, в крат­кой – до 1936), днев­ни­ках, рас­ска­зах, опер­ных либ­рет­то про­яви­лись лит. дар П., свой­ст­вен­ные его творч. на­ту­ре оп­ти­мизм, остро­умие, бле­стя­щее чув­ст­во юмо­ра.

Смерть П., слу­чив­шая­ся в один день со смер­тью Ста­ли­на, ос­та­лась в СССР не­за­ме­чен­ной. Не­ко­то­рые со­чи­не­ния, на­пи­сан­ные П. за ру­бе­жом, дол­го не на­хо­ди­ли пу­ти на отеч. сце­ну; наи­бо­лее по­ка­за­тель­на судь­ба опе­ры «Ог­нен­ный ан­гел», впер­вые в Рос­сии по­став­лен­ной в 1983 (Перм­ский те­атр опе­ры и ба­ле­та). Под­цен­зур­ные в сов. вре­мя со­чи­не­ния («Кан­та­та к 20-ле­тию Ок­тяб­ря», «По­весть о на­стоя­щем че­ло­ве­ке» и др.) по­ны­не пол­но­стью не из­да­ны.

Ле­нин­ская пр. (1957, посм.), Гос. пр. СССР (1943, три – в 1946; 1947, 1951).