фото: pinterest.ru
ТЁРНЕР, Тернер (Turner) Уильям (Джозеф Маллорд Уильям) (23.4.1775, Лондон – 19.12.1851, там же), англ. живописец и график, чл. Королевской АХ в Лондоне (1802). Родился в семье парикмахера. Учился в АХ (1789–93); одновременно работал для гравёра Дж. Смита, раскрашивая оттиски. Много путешествовал по Англии (исполнял «топографические» акварели и рисунки), посетил Францию и Швейцарию (1802), Голландию, Бельгию и Германию (1817), Италию (1819 и 1828). Под влиянием голл. и франц. пейзажистов 17 в. перешёл к более свободной живописной манере (картина «Рыбаки в море», 1796, галерея Тейт, Лондон). Один из ведущих мастеров европ. романтизма, Т. – вслед за Н. Пуссеном и К. Лорреном – нередко соединял пейзаж с историч., библейским или мифологич. сюжетом («Кораблекрушение», 1805; «Снежная буря: Ганнибал, переходящий Альпы», 1812, обе – галерея Тейт; «Дидона строит Карфаген», 1815, Нац. галерея, Лондон; «Венеция. Сан Джорджо на восходе солнца», 1819, Брит. музей, Лондон, и др.). Зрелый стиль Т., стремление воссоздать стихию движущегося света и цвета, музыкальность колорита проявились в картинах, написанных в 1829–37 в имении графа Эгремонта Петуорт-хаус («Улисс и Полифем», 1829, Нац. галерея, Лондон; и др.). Постепенно отходя от классицистич. гармоний Лоррена, Т. придаёт своим композициям всё более усложняющуюся пространственную и колористич. структуру. В масляную живопись он привнёс «акварельность» светлой палитры, прозрачность мазка; в то же время его акварели становились более насыщенными и светоносными. Особой свободой техники и динамичностью отличаются поздние пейзажи Т., построенные на контрастах воздушных мерцающих тонов, растворяющих очертания предметов. Природа у Т. предстаёт всегда в претворённом виде; его неизменно влечёт передача эффектов природных стихий – таких, как шторм, дождь, метель или огонь [«Пожар Парламента» (1835, Худож. музей, Кливленд), «Парусник, приближающийся к берегу» (ок. 1840–45, галерея Тейт; см. илл. к ст. Великобритания), «Дождь, пар и скорость» (1844, Нац. галерея, Лондон; см. илл. к ст. Пейзаж) и др.]. Романтич. образы природы у позднего Т. рождаются из спонтанной мощи красочного хаоса, свободного мазка и нередко уподобляются визионерским видениям. Т. нередко рассматривают как предшественника импрессионизма, хотя его творчество основано не на фиксации моментальных «впечатлений», но на понимании пейзажа как отражения борьбы природных сил, порождающих «театральные» световоздушные и цветовые эффекты. Т. много работал в технике гравюры (альбом «Liber Studiorum», 1807–19, и др.); иллюстрировал произведения В. Скотта, Дж. Байрона и др. англ. писателей. Завещал государству 282 картины и св. 19 тыс. акварелей и рисунков. Преподавал в Королевской АХ в Лондоне (1807–28, проф.).