фото: foto.spbland.ru
ТАЛЬО́НИ (Taglioni) Мария (23.4.1804, Стокгольм – 22.4.1884, Марсель), итал. артистка балета, балетмейстер, педагог. Дочь Ф. Тальони. Училась в Париже у Ж. Ф. Кулона, затем у отца. Дебютировала в 1822 в Вене в партии Нимфы («Приём юной нимфы при дворце Терпсихоры» на музыку, аранжированную Дж. Россини, балетм. Ф. Тальони). В 1823 выступала в театре «Порт-Сен-Мартен» (Париж), в 1824–26 – в Мюнхене и Штутгарте. С 1827 в Королевской академии музыки и танца (ныне Парижская опера). На этой сцене была первой исполнительницей центр. партий в поставленных её отцом балетах: «Сильфида» Ж. Шнейцхоффера, «Натали, или Швейцарская молочница» А. Гировеца и М. Э. Карафы ди Колобрано, «Восстание в серале» Т. Лабара, «Дева Дуная» А. Адана. В 1837–42 ежегодно с огромным успехом выступала в С.-Петербурге, где исполнила также гл. партии в балетах «Гитана, испанская цыганка» Ф. Обера и И. Ф. Шмидта, «Миранда, или Кораблекрушение» на музыку Обера и Россини, «Тень» Л. В. Маурера, «Морской разбойник» Адана, «Аглая, или Воспитанница Амура» и «Герта, повелительница эльфид» Э. И. Келлера, и др. Иск-во Т. способствовало развитию рус. балетного исполнительства. Лиризм, одухотворённость её пластики, умение жить в образе стали примером для отеч. балерин. Сама Т. проявляла интерес к рус. танцам и исполняла, в частности, рус. пляску с танцовщиком Огюстом. В дальнейшем гастролировала во многих городах Европы, в т. ч. в Лондоне, где выступала в постановках Ж. Перро «Па де катр» и «Суд Париса». В 1847 оставила сцену. В 1859–70 преподавала в балетной школе Парижской оперы. В 1870–82 жила в Лондоне, преподавала танцы в аристократич. семьях. В историю балета вошла как выдающаяся создательница гл. партии в балете «Сильфида» (1832, Париж). Была идеальным интерпретатором и фактически соавтором постановки, воплотив с большой худож. силой осн. тему балета, типичную для романтич. иск-ва. В создании пластич. характеристики образа Сильфиды балетмейстер исходил из исключит. индивидуальных данных танцовщицы (большой и свободный прыжок, точность фиксации, естеств. грациозность, необычайная лёгкость и кантиленность танца), учитывая вместе с тем особенности её сложения и ограниченные пантомимич. возможности. Т. считается первой среди артистов балета, кто, применив танец на пуантах, использовал его как новое средство выразительности, позволяющее достигнуть необходимого впечатления хрупкости, ирреальности, иллюзии парения над землёй. Реформа Т. коснулась и балетного костюма. Созданный для партии Сильфиды известным художником и модельером Э. Лами новый костюм представлял собой театрализованный вариант модного бального платья из лёгкой, развевающейся, полупрозрачной белой ткани, ложащейся мягкими складками и подчёркивающей воздушный, «полётный» характер танца. Творчество Т. оказало заметное влияние на современный ей балетный театр. Романтич. направленность её иск-ва, худож. совершенство формы привлекали постоянное внимание критиков и литераторов, высоко ценивших талант балерины (Ф. Кастиль-Блаз, Ж. Жанен, Т. Готье, Т. де Банвиль), поэтов и музыкантов, посвящавших ей свои произведения (В. Гюго, А. де Мюссе, Э. Демар, Дж. Мейербер, И. Штраус), художников, запечатлевших её облик в многочисл. гравюрах, рисунках и литографиях (А. Э. Шалон, Т. Уильямс, А. Ж. Мейсон).