фото: epwr.ru
СТАЛЬ (Staёl; по мужу – баронесса де Сталь-Гольштейн, de Staёl-Holstein) Жермена (Анна Луиза Жермена) де (22.4.1766, Париж – 14.7.1817, там же), франц. писательница. Дочь Ж. Неккера. Получила домашнее образование, рано приобщилась к интеллектуальной жизни, была свидетельницей и участницей бесед энциклопедистов и политиков в салоне матери; сама стала хозяйкой салона, отличалась блестящим умом и красноречием. В 1792, спасаясь от преследований во время Великой французской революции, уехала в Англию, в 1793 перебралась в Коппе (кантон Во, Швейцария). В 1796 вернулась в Париж, резко критиковала Наполеона Бонапарта. В 1803 была вынуждена покинуть Францию; вместе с близким другом Б. Констаном жила в Германии, где познакомилась с И. В. Гёте, Ф. Шиллером и др. Много путешествовала по Европе, в т. ч. по России (1812). В 1814 вернулась в Париж; исповедуя антироялистские взгляды, не поддержала Реставрацию Бурбонов.
Творчество С., испытавшее решающее влияние идей Просвещения, стало одним из первых проявлений франц. романтизма. Ранние произведения – в духе сентиментализма и руссоизма: пьесы «Софи, или Тайные чувства» («Sophie, ou les sentiments secrets», 1786), «Джейн Грей» («Jane Gray», созд. в 1787, изд. в 1790), «Письма о произведениях и личности Ж. Ж. Руссо» («Lettres sur les ouvrages et le caractère de Jean-Jacques Rousseau», 1788) и др. В трактате «О влиянии страстей на счастье людей и народов» («De l’influence des passions sur le bonheur des individus et des nations», 1796, рус. пер. 1980) выступила за свободу выражения чувств и страстей, превозносила гениальную творческую личность, оправдывала революцию.
Большое значение имел трактат «О литературе, рассматриваемой в связи с общественными установлениями» («De la littérature considérée dans ses rapports avec les institutions sociales», 1796–99, изд. в 1799; сокр. рус. пер. 1980, полный рус. пер. 1989), в котором С., во многом под влиянием «Духа законов» Ш. Л. Монтескьё, связала развитие лит-ры с условиями социальной среды, религией, нравами, климатом. Высоко оценивая лит-ру Средневековья и Сев. Европы (в т. ч. У. Шекспира), С. подрывала устои нормативной эстетики классицизма и во многом предвосхитила методологию сравнительно-исторического литературоведения.
Худож. творчество С. стало воплощением её теоретич. воззрений: в эпистолярном романе «Дельфина» («Delphine», 1802, рус. пер. 1803–04) романтич. героиня отстаивает право на свободное изъявление чувств; роман «Коринна, или Италия» («Corinne, ou l’Italie», 1807, рус. пер. 1809–10, 1969) затрагивает проблемы свободы творчества, его персонажи оказываются носителями разных национальных (англ., франц. и итал.) характеров. Трактат «О Германии» («De l’Allemagne», 1810, рус. пер. 1980), знакомивший французов с нем. культурой, философией, религией, литературой, оказал большое влияние на франц. романтиков.
Среди др. произведений: мемуары «Десять лет в изгнании» («Dix années d’exil», изд. в 1821, посм.; рус. пер. 2003); эссе, пьесы, повести, обширная переписка.