фото: litcult.ru
ФИ́ЛДИНГ, Фильдинг (Fielding) Генри (22.4.1707, Шарпем-Парк, близ Гластонбери, графство Сомерсет – 8.10.1754, Лиссабон; похоронен там же), англ. писатель. Родился в семье офицера. Учился в Итонской школе (1719–24). Изучал филологию в Лейденском университете (1728–29, не окончил).
Лит. дебют Ф. – сатирическая поэма «Маскарад» («The masquerade», 1728), едко высмеивавшая праздность англ. знати. Восторженные отзывы (в т. ч. Дж. Свифта) снискала пьеса «Трагедия из трагедий, или Жизнь и смерть великого Мальчика-с-пальчик» («The tragedy of tragedies, or The life and death of Tom Thumb, the Great», 1731), в которой, сочетая элементы бурлеска и фантастики, Ф. представил остроумную пародию на англ. двухпартийную систему. Острым обличит. пафосом отмечены комедии нравов «Любовь в различных масках» («Love in several masques», 1728), «Щёголь из Темпля» («The Temple beau», 1730, рус. пер. 1954), «Совратители, или Разоблачённый иезуит» («The old debauchees, or The jesuit caught», 1732, рус. пер. 1956). Комедии-фарсы «Лотерея» («The lottery», 1732, рус. пер. 1980), «Служанка-интриганка» («The intriguing chambermaid», 1734, рус. пер. 1980), «Мисс Люси в столице» («Miss Lucy in town», 1742, рус. пер. 1980) и др. выдержаны в традициях Дж. Гея. Всеобщее признание получили политич. комедии «Дон Кихот в Англии» («Don Quixote in England», 1734, рус. пер. 1954), «Исторический календарь за 1736 год» («The historical register for the year 1736», 1737, рус. пер. 1954) и др., критикующие парламентскую коррупцию, религ. фанатизм и нравы провинц. помещиков; содержавшиеся в пьесах нападки на Р. Уолпола и членов королевской семьи стали поводом для издания в 1737 «Закона о театральных лицензиях», в результате чего драматургич. деятельность Ф. прекратилась.
В поисках средств к существованию Ф. сменил профессию: в 1737–40 изучал право в Лондоне, получил звание барристера. Служил мировым судьёй в Вестминстере (1748–54) и в графстве Мидлсекс (1749–54); в 1749 по его инициативе было создано 1-е полицейское подразделение для борьбы с преступным миром Лондона. В 1739–52 занимался журналистикой, сотрудничая с разл. периодич. изданиями, публиковал памфлеты, очерки и эссе на социально-политич. темы. Дебютом Ф.-прозаика стал роман «Апология жизни миссис Шамелы Эндрюс» («An apology for the life of Mrs. Shamela Andrews», 1741, рус. пер. 2012) – пародия на сентиментальный роман С. Ричардсона «Памела, или Вознаграждённая добродетель». Известность получил пародийно-комич. роман «История приключений Джозефа Эндруса и его друга Абраама Адамса» («The history of the adventures of Joseph Andrews and of his friend Mr. Abraham Adams», 1742; рус. пер. с нем. яз. 1772–73, рус. пер. 1949; экранизация в 1977), рисующий жестокость англ. законов и эгоизм, охвативший все сословия англ. общества. Коммерч. успех романа способствовал изданию сб. «Смешанные сочинения» («Miscellanies», 1743), в который, помимо нравоописат. очерков и дидактич. поэм, вошли фантастич. сатира в духе Лукиана «Путешествие в загробный мир» («A journey from this world to the next») и сатирич. повесть «История жизни покойного Джонатана Уайльда Великого» («The history of the life and death of Mr. Jonathan Wild the Great»; рус. пер. с нем. яз. 1772–73, рус. пер. 1958), воссоздающая в иронич. ключе биографию лондонского вора и скупщика краденого.
Вершина творчества Ф. – роман «История Тома Джонса, найдёныша» («The history of Tom Jones, a foundling», 1749; рус. пер. с франц. яз. 1770–71, рус. пер. 1982; экранизация – 1963, 1976 и 1997; оперы), в котором Ф. представил широкую панораму совр. ему англ. жизни. Психологич. роман «Амелия» («Amelia», 1751; рус. пер. с франц. яз. 1772–85, рус. пер. 1996) отмечен усилением религ. и сентиментальных настроений.
Творчество Ф., одного из самых значит. представителей англ. лит-ры 18 в., оказало влияние на Дж. Мередита, Ч. Диккенса, В. Скотта, Дж. Остин, У. Теккерея, Т. Л. Пикока и др. Первые рус. переводы произведений Ф. появились в сер. 18 в.