https://i.imgur.com/6xJfqcR.jpg
фото: litcult.ru

ФИ́ЛДИНГ, Филь­динг (Fielding) Ген­ри (22.4.1707, Шар­пем-Парк, близ Гла­стон­бе­ри, граф­ст­во Со­мер­сет – 8.10.1754, Лис­са­бон; по­хо­ро­нен там же), англ. писа­тель. Ро­дил­ся в се­мье офи­це­ра. Учил­ся в Итон­ской шко­ле (1719–24). Изу­чал фи­ло­ло­гию в Лей­ден­ском уни­верситете (1728–29, не окон­чил).

Лит. де­бют Ф. – са­ти­рическая по­эма «Мас­ка­рад» («The masquerade», 1728), ед­ко вы­смеи­вав­шая празд­ность англ. зна­ти. Вос­тор­жен­ные от­зы­вы (в т. ч. Дж. Свиф­та) сни­ска­ла пье­са «Тра­ге­дия из тра­гедий, или Жизнь и смерть ве­ли­ко­го Маль­чи­ка-с-паль­чик» («The tragedy of tragedies, or The life and death of Tom Thumb, the Great», 1731), в ко­то­рой, со­че­тая эле­мен­ты бур­ле­ска и фан­та­сти­ки, Ф. пред­ста­вил ост­ро­ум­ную па­ро­дию на англ. двух­пар­тий­ную сис­те­му. Ост­рым об­ли­чит. па­фо­сом от­ме­че­ны ко­ме­дии нра­вов «Лю­бовь в раз­лич­ных мас­ках» («Love in several mas­ques», 1728), «Щё­голь из Тем­п­ля» («The Tem­ple beau», 1730, рус. пер. 1954), «Сов­ра­ти­те­ли, или Ра­зо­бла­чён­ный ие­зу­ит» («The old debauchees, or The jesuit caught», 1732, рус. пер. 1956). Ко­ме­дии-фар­сы «Ло­те­рея» («The lottery», 1732, рус. пер. 1980), «Слу­жан­ка-ин­три­ган­ка» («The intriguing chamber­maid», 1734, рус. пер. 1980), «Мисс Лю­си в сто­ли­це» («Miss Lucy in town», 1742, рус. пер. 1980) и др. вы­дер­жа­ны в тра­ди­ци­ях Дж. Гея. Все­об­щее при­зна­ние по­лу­чи­ли по­ли­тич. ко­ме­дии «Дон Ки­хот в Анг­лии» («Don Quixote in England», 1734, рус. пер. 1954), «Ис­то­ри­че­ский ка­лен­дарь за 1736 год» («The historical regis­ter for the year 1736», 1737, рус. пер. 1954) и др., кри­ти­кую­щие пар­ла­мент­скую кор­руп­цию, ре­лиг. фа­на­тизм и нра­вы про­винц. по­ме­щи­ков; со­дер­жав­шие­ся в пье­сах на­пад­ки на Р. Уол­по­ла и чле­нов ко­ро­лев­ской се­мьи ста­ли по­во­дом для из­да­ния в 1737 «За­ко­на о те­ат­раль­ных ли­цен­зи­ях», в ре­зуль­та­те че­го дра­ма­тур­гич. дея­тель­ность Ф. пре­кра­ти­лась.

В по­ис­ках средств к су­ще­ст­во­ва­нию Ф. сме­нил про­фес­сию: в 1737–40 изу­чал пра­во в Лон­до­не, по­лу­чил зва­ние бар­ри­сте­ра. Слу­жил ми­ро­вым судь­ёй в Вест­мин­сте­ре (1748–54) и в граф­ст­ве Мид­лсекс (1749–54); в 1749 по его ини­циа­ти­ве бы­ло соз­да­но 1-е по­ли­цей­ское под­раз­де­ле­ние для борь­бы с пре­ступ­ным ми­ром Лон­до­на. В 1739–52 за­ни­мал­ся жур­на­ли­сти­кой, со­труд­ни­чая с разл. пе­рио­дич. из­да­ния­ми, пуб­ли­ко­вал пам­фле­ты, очер­ки и эс­се на со­ци­аль­но-по­ли­тич. те­мы. Де­бю­том Ф.-про­заи­ка стал ро­ман «Апо­ло­гия жиз­ни мис­сис Ша­ме­лы Эн­д­рюс» («An apology for the life of Mrs. Shamela Andrews», 1741, рус. пер. 2012) – па­ро­дия на сен­ти­мен­таль­ный ро­ман С. Ри­чард­со­на «Па­ме­ла, или Воз­на­гра­ж­дён­ная доб­ро­де­тель». Из­вест­ность по­лу­чил па­ро­дий­но-ко­мич. ро­ман «Ис­то­рия при­клю­че­ний Джо­зе­фа Эн­д­ру­са и его дру­га Аб­раа­ма Адам­са» («The history of the adventures of Joseph Andrews and of his friend Mr. Abraham Adams», 1742; рус. пер. с нем. яз. 1772–73, рус. пер. 1949; эк­ра­ни­за­ция в 1977), ри­сую­щий жес­то­кость англ. за­ко­нов и эго­изм, ох­ва­тив­ший все со­сло­вия англ. об­ще­ст­ва. Ком­мерч. ус­пех ро­ма­на спо­соб­ст­во­вал из­да­нию сб. «Сме­шан­ные со­чи­не­ния» («Miscellanies», 1743), в ко­то­рый, по­ми­мо нра­во­опи­сат. очер­ков и ди­дак­тич. по­эм, во­шли фан­та­стич. са­ти­ра в ду­хе Лу­киа­на «Пу­те­ше­ст­вие в за­гроб­ный мир» («A journey from this world to the next») и са­ти­рич. по­весть «Ис­то­рия жиз­ни по­кой­но­го Джо­на­та­на Уай­ль­да Ве­ли­ко­го» («The history of the life and death of Mr. Jonathan Wild the Great»; рус. пер. с нем. яз. 1772–73, рус. пер. 1958), вос­соз­даю­щая в иро­нич. клю­че био­гра­фию лон­дон­ско­го во­ра и скуп­щи­ка кра­де­но­го.

Вер­ши­на твор­че­ст­ва Ф. – ро­ман «Ис­то­рия То­ма Джон­са, най­дё­ны­ша» («The history of Tom Jones, a foundling», 1749; рус. пер. с франц. яз. 1770–71, рус. пер. 1982; эк­ра­ни­за­ция – 1963, 1976 и 1997; опе­ры), в ко­то­ром Ф. пред­ста­вил ши­ро­кую па­но­ра­му совр. ему англ. жиз­ни. Пси­хо­ло­гич. ро­ман «Аме­лия» («Amelia», 1751; рус. пер. с франц. яз. 1772–85, рус. пер. 1996) от­ме­чен уси­ле­ни­ем ре­лиг. и сен­ти­мен­таль­ных на­строе­ний.

Твор­че­ст­во Ф., од­но­го из са­мых зна­чит. пред­ста­ви­те­лей англ. лит-ры 18 в., ока­за­ло влия­ние на Дж. Ме­ре­ди­та, Ч. Дик­кен­са, В. Скот­та, Дж. Ос­тин, У. Тек­ке­рея, Т. Л. Пи­ко­ка и др. Пер­вые рус. пе­ре­во­ды про­из­ве­де­ний Ф. поя­ви­лись в сер. 18 в.