фото: alef.ir
ЛЕРИ́С, Лейрис (Leiris) Мишель (20.4.1901, Париж – 30.9.1990, Сент-Илер, деп-т Эсон), франц. писатель, этнограф, искусствовед. Родился в семье биржевого маклера. В 1920-е гг. сблизился с А. Массоном, Х. Миро, А. Арто, А. Бретоном и др., активно участвовал в движении сюрреализма; в русле его поэтики выдержаны поэтич. сб. «Симулякр» («Simulacre», опубл. в 1925, с илл. Массона), роман «Аврора» («Aurora», 1927–28, опубл. в 1946), а также «Глоссарий, куда я вжимаю свои глоссы» («Glossaire: j’y serre mes gloses», 1925–26, расширенный вариант – 1939) – произведение, определившее направление лит. творчества Л., основой которого стала комбинаторная игра с языком. В кон. 1920-х – нач. 1930-х гг. увлёкся этнографией, слушал лекции М. Мосса, участвовал в афр. экспедициях, впечатления от которых описал в кн. «Африка-призрак» («L’Afrique- fantôme», 1934). С 1938 зав. этнологич. лабораторией в Нац. музее естеств. истории, с 1943 сотрудник Нац. центра науч. исследований Франции. Вместе с Ж. Батаем и Р. Кайуа принимал участие в заседаниях кружка «Коллеж социологии» (1937–39), для которого написал ст. «Сакральное в повседневной жизни» («Le sacré dans la vie quotidienne», 1938). Проблему соотношения случая и закономерности, священного и профанного, в т. ч. на примере собств. жизни, затрагивал в сб-ке эссе «Зеркало тавромахии» («Miroir de la Tauromachie», 1938), автобиографии «Возраст мужчины» («L’âge d’homme», 1939, рус. пер. 2002). Среди др. сочинений: автобиографич. тетралогия «Правила игры» («La règle du jeu», 1948–76); поэтич. сб-ки «Высокая болезнь» («Haut mal», 1943), «Слова без памяти» («Mots sans mémoire», 1969); сб-ки искусствоведч. работ «Осколки» («Brisées», 1966), «Полоски» («Zébrage», изд. 1992); исследования о Ф. Бэконе, А. Джакометти и др.; этнографич. труды, дневники.