https://i.imgur.com/uHPq5sL.jpg
фото: uffizi.it

АРЕТИ́НО (Aret­ino; псевд., ро­до­вое имя не­из­вест­но) Пьет­ро (20.4.1492, Арец­цо – 21.10.1556, Ве­не­ция), итал. пи­са­тель. Сын са­пож­ни­ка. Воз­мож­но, не­ко­то­рое вре­мя учил­ся в ун-те в Пе­руд­же. С 1517 на­хо­дил­ся в ок­ру­же­нии па­пы Льва Х; ока­зы­вал за­мет­ное воз­дей­ст­вие на по­ли­ти­ку эпо­хи. В 1521–22 по­лу­чил ши­ро­кую из­вест­ность как ав­тор са­ти­рич. сти­хов («па­ск­ви­нат»). Ав­тор вы­звав­ших боль­шой скан­дал «Сла­до­страст­ных со­не­тов» («Son­etti lus­su­ri­osi», 1525) – сти­хотв. под­пи­сей к эро­ти­че­ским ри­сун­кам Джу­лио Ро­ма­но; сб. сти­хов «Стан­сы во сла­ву Си­ре­ны» («Stanze in lode della Si­rena», 1536); «Пи­сем» («Let­te­re», т. 1–6, 1538–57), имев­ших ог­ром­ный ус­пех и по­ло­жив­ших на­ча­ло эпи­сто­ло­гра­фии на итал. язы­ке. По­ле­мич. ха­рак­тер твор­че­ст­ва А. наи­бо­лее пол­но от­ра­зил­ся в его яз­ви­тель­ных, па­ро­ди­рую­щих клас­сич. ри­то­ри­ку и нео­пла­то­нич. кон­цеп­цию люб­ви «Бе­се­дах» («Ragio­namenti», ок. 1531–36), а так­же в ко­ме­ди­ях, но­ва­тор­ских по сво­ей эс­те­тике, от­ра­зив­ших влия­ние на А. мань­е­риз­ма (ос­лаб­ле­ние ин­три­ги, эс­киз­ность пер­со­на­жей, «об­на­же­ние приё­ма», вы­чур­ная лек­си­ка) и сыг­рав­ших за­мет­ную роль в эво­лю­ции итал. те­ат­ра: «Ко­ме­дия при­двор­ных нра­вов» («La Cor­ti­gia­na», 1-й ва­ри­ант – 1525, опубл. в 1970; 2-й ва­ри­ант опубл. в 1534); «Куз­нец» («Il Ma­res­calco», опубл. в 1533); «Та­лан­та» («La Ta­lanta», 1542); «Ли­це­мер» («Lo Ipocrito», 1542); «Фи­ло­соф» («Il Fi­lo­so­fo», 1546). В 1558 все со­чи­не­ния А. бы­ли за­не­се­ны в Ин­декс за­пре­щён­ных книг.