https://sun9-68.userapi.com/impg/xLXwVgnDnPpbBn3066rTsbWVXEjjCktFG98lgA/MU8rgDJi9VY.jpg?size=1024x682&quality=96&sign=308f08745e3e43c56b6d999f63ecc70c&type=album
фото: msbpartner.ru

«Ма fa veri miracoli, signore, in queste paese tutti i miracoli sono very» («Но она творит подлинные чудеса, синьор, в этой стране все чудеса настоящие»).

Дата открытия, История появления
Астольф де Кюстин в своем запрещенном в России, а потому повсеместно в ней читаемом (разумеется, теми, кто знал французский язык) произведении «Россия в 1839 году» поражался: «Над двухпроездными воротами, через которые я вошел в кремль, помещается икона Божией матери, написанная в греческом стиле и почитаемая всеми жителями Москвы.

Я заметил, что все, кто проходит мимо этой иконы - господа и крестьяне, светские дамы, мещане и военные, кланяются ей и многократно осеняют себя крестом».

Трудно поверить, но Тверская улица в действительности начиналась именно отсюда – от Иверской часовни, а не от гостиницы «Националь» и Манежной площади. Во всяком случае, еще столетие назад не было тут ни площади, ни длинного фасада гостиницы «Москва», а стояли самые обычные дома. И числились они как раз по улице Тверской. Так что главная московская дорога отходила именно от примеченной маркизом достопримечательности.

Воскресенские (Иверские) ворота Китай-города были построены как двухарочные в 1535 -м, а в 1680 году фактически обрели тот вид, что дошел неизменным до 1931 года, когда ворота были снесены. В 1781 году перед воротами поставили часовню (сначала деревянную, а с 1791 года – каменную) для иконы Иверской Божией Матери, сломанную впоследствии вместе с воротами и вместе с ними же восстановленную.

Об иконе
Сама же чудотворная икона была прислана в Москву в 1669 году афонскими монахами. В отсутствии часовни образ сохранялся в церкви Воскресения в Сокольниках.

История иконы следующая. Более тысячи лет тому назад одна женщина взяла икону Богоматери с младенцем и опустила ее в реку. А образ вместо того, чтобы утонуть, неожиданно вынырнул, встал на ребро и поплыл. Плавал целых два века, а после явился монахам афонского монастыря – на этот раз в виде огромного огненного столба. Никто не мог дотронуться до образа, это получилось лишь у самого смиренного монаха. Икону поместили в главный храм, но спустя три дня она, как уверяли свидетели, самостоятельно переместилась из храма на ворота для того, чтобы охранять монахов от всевозможных бед. С тех пор ее стали звать либо «заступница», либо «вратарница».

В семнадцатом столетии с иконы сняли копию и отвезли ее в Москву, где ей и поклонялись боголюбивые горожане. А в преддверии экзаменов у Иверской становилось особенно многолюдно, сюда съезжались гимназисты и студенты. Поставить свечку, да принести красивую белую розу. Считалось, что Иверская заступница все видит и оценит всякое усердие. Говорят, доходило до того, что к ней перед особенно рискованными предприятиями заглядывали воры и бандиты – вроде как икона просто не может отказать кому-то в помощи.

Более других нуждались в помощи иконы тяжелобольные - те, кто никак не мог добраться до часовни и приложиться к чудотворной Иверской. Несправедливость эту быстро устранили. Действительно, ведь если можно было сделать одну копию, то значит теперь можно сделать и другую. Таким образом в Москве возникло несколько Иверских икон. Все - чудотворные. Выстраивать их по ранжиру в смысле подлинности и могущества считалось делом не богоугодным, чуть ли не языческим. Богоматерь-то одна, и поклоняются-то по большому счету, ей, а не куску раскрашенного дерева в дорогих ризах.

Поэтому икону регулярно (чаще ночью, но, случалось, что и днем) вытаскивали из часовни и возили по Москве. А на ее место ставили так называемую "заместительницу".

Икона ездила по городу помпезно - в закрытой карете, украшенной херувимами высокопробного золота, и с факельщиком-вестовым. Прохожие, увидев эту важную процессию, крестились и тревожно перешептывались: "Иверскую везут".

"Поднятие иконы" (так официально назывался этот ритуал) вошел в московский, непонятный жителям иного города, фольклор. "Не миновать - Иверскую поднимать". Так говорили в случае, когда какое-нибудь дело принимало скверный оборот. Впрочем, не всегда икону приглашали по печальным поводам. Она могла приехать в новоселье, на крещение, к свадьбе. Многие же москвичи старались принимать икону вне зависимости от печальных или радостных событий. Например, раз в год.

Перестройка и реставрация
Интересно, что после революции в середине 1920-х годов ворота и часовню реставрировали, чтобы спустя несколько лет принять решение о ее сносе. Официальная причина – ворота мешают проезду военной техники. В 1929 году разбирается Иверская часовня, и на её месте устанавливается скульптура рабочего, в 1931-м сносят и сами ворота, а в 1936 году проезд через место бывших ворот переименовывают в Исторический.

В 1994—1995 по решению правительства Москвы Воскресенские ворота и Иверская часовня были восстановлены (автор проекта — архитектор О. И. Журин). В 1993 году Исторический проезд был переименован в Проезд Воскресенские Ворота. После восстановления ворот и часовни в 1995 году проезд Воскресенских ворот снова стал пешеходным, в результате чего возобновленные с 2008 года парады с участием военной техники потеряли возможность въезжать на Красную площадь, как раньше, двумя двойными колоннами, и теперь тяжёлая техника может двигаться по Красной площади уже не в четыре ряда, а только в два.

АДРЕС: пр. Воскресенские Ворота, 1А (ст. м. Охотный Ряд)